Кейтлин Даути. «Уйти красиво. Удивительные похоронные обряды разных стран»
Тема смерти традиционно считается табуированной даже в самых современных обществах. Тем интереснее нам становится каждый из проводников в потусторонний мир, будь то Харон или глава похоронного бюро из Лос-Анджелеса Кейтлин Даути.
Проработав много лет в крематории, открыв затем собственный бизнес, Даути с иронией подходит к освещению вопросов загробной жизни и подготовки тела к уходу в мир иной. Для того, чтобы рассказы о превратностях танатоса были более объёмными, а впечатления более яркими, автор даже специально съездила в так называемый «фьюнерал трип» по миру.
В целом, кроме парочки любопытных моментов, книгу эту смело можно было как не писать, так и не читать. Особенно нам, русским, которые живут к земле настолько близко, насколько это вообще возможно. Словом, напрасная трата деревьев. Поэтому начнём этот год с экономии ваших финансовых средств и сбережения нашей природы, а обо всём самом интересном из книжки я расскажу вам ниже.
Например, в Индонезии так любят своих родственников, что не хотят отпускать их. С мумифицированным трупом отдельные семьи могут прожить до нескольких лет. Тело одевают, приносят ему еду, на праздники дарят подарки. Дедушка умер, а тело живёт. Коту Шрёдингера такое и не снилось.
Там же, в Индонезии, уже захороненное тело, пишет Даути, раз в несколько лет выкапывают обратно и заставляют платить налоги. На самом деле нет, просто переодевают и идут с ним на пикник. Постироничные селфи, неловкое молчание, всё в этом духе. Примечательно, что автор приходит чуть ли не в щенячий восторг от этой традиции и сокрушается, что у них в бездуховной Калифорнии такие практики не в ходу.
Кстати, про первый мир. В США, в штате Северная Каролина в рамках очередной волны урбанизации местные учёные-почвоведы придумали делать из трупов инновационный компост. Тело умершего за отдельную плату теперь можно поместить в яму с обогащённой углеродом смесью, которая превратит со временем плоть и кости в землю. И родственникам приятно (удобно замаливать грешки чужими трупами), и почве полезно.
Традиционно первое место в топе самых криповых практик у нас заняли японцы. Онлайн-некрологи, роботизированная система поиска урн в специальных «отелях» для мертвецов и всё в таком духе. Некрокиберпанк уже начал побеждать в отдельно взятом государстве. Не это ли торжество смерти?
В книге при желании также можно найти ещё ну максимум парочку интересных фактов про механику кремации и кормление грифов трупами, но это уже пусть будет вашим внеклассным чтением.
Не хотелось бы разбирать здесь причины тяги к мертвечине — у каждого свои мании. Да и интерес к загробной жизни — очень распространенная страсть. Ведь даже наши сказки в значительной степени строятся на основе отношений между живыми и мёртвыми (подробнее об этом я уже писала тут —
https://t.me/krispotupchik/432).
Не секрет, что тяга к мертвечине — это лишь один из способов преодолеть страх смерти.
У меня, например, есть подруга, квартира которой напоминает интернациональный и межвидовой склеп. Дома у нее в центре зала стоит огромный черный гроб на котором роль столешницы выполняет половина могильной плиты, украденной с еврейского кладбища в Узбекистане.
А один раз она попросила меня принять посылку с ebay и привезти ей. Чтобы не тащить обьемную коробку, я дерзнула распаковать бандероль и избавиться от упаковки о чем сразу пожалела — внутри была какая то шаманская палка из берцовой кости, замаринованные глаза овцы, козий череп, рога ископаемого бизона, чучело жабы, панцирь мечехвоста, балалайка из броненосца и пучок павлиньих перьев.
Информация о смерти кого-то завораживает и интригует, кого-то наоборот — приводит в ужас. В любом случае ничего ненормального в этом я не вижу. Каждый развлекается, как может.
P.S. Тем временем, сенаторы в США получают множество писем от людей, которые после смерти хотели бы «стать деревом» и не приносить вред экологии.
Я-то знаю множество людей, которые и при жизни дуб дубом, но идея хорошая!
https://knife.media/human-composting/