Какое, однако же, удивительно внятное и трезвое интервью Алексея Анатольевича Навального.
Я уж было сугубо машинально настроился его по привычке ругать, но вчитался и понял, что нет: за такие интервью пусть его ругает Слава Рабинович.
Из расшифровки наиболее примечательных фрагментов выясняется, что:
I
Санкции Запада делятся на "антироссийские" и точечные - "антиэлитные". Антироссийские санкции ни один россиянин, включая Навального, поддержать не может.
Тем более что элитам от таких санкций становится только удобнее. Западная агрессия способствует патриотической консолидации национального большинства вокруг Кремля. Об этом же в относительно недалеком прошлом говорил и Ходорковский.
Что же касается адресных санкций против конкретных представителей кремлевской элиты, то такие санкции, разумеется дело хорошее. Плохо, что они не работают. Потому что кремлевская элита как скупала себе особняки в Лондоне, так и сейчас скупает. И никто ее не трогает, хоть с санкциями, хоть без.
Хотя тронуть, при желании, могли бы запросто, даже по существующему британскому законодательству. Однако - нет такого желания. А раз нет желания, нет и реальных санкций. И не будет; не смотря на все красивые и воинственные заявления.
II
А раз так то бессмысленно говорить о каких-то пророссийских или антироссийских позициях западных лидеров, прежде всего о Дональде Трампе.
Администрации Трампа, безусловно, глубоко начихать, как там в России обстоят дела с демократией и правами человека.
Но аналогично начихать было их предшественникам.
И преемники наверняка тоже будут к этим проблемам совершенно равнодушны.
У кого-то лучше отношения с Путиным, у кого-то хуже. От этого зависит, насколько широким получается ару вопросов для возможного сотрудничества. Но никаких принципиальных содержательных, ценностных разногласий здесь нет. В этом смысле Трамп, Обама и Клинтон как политики - абсолютно одинаковые.
Никто не поможет россиянам, кроме них самих. Все, что сделает Запад в самом лучшем случае - не будет мешать.
III
Президентские перспективы Навального определяются только одним фактором: скольких людей он сможет мобилизовать в свою поддержку и насколько серьезной силой окажутся эти люди, чтобы в Кремле решили, что лучше к ним прислушаться, нежели игнорировать.
Вот в этом вопросе Навальный откровенно съезжает с темы - дескать, достаточно чтобы людей было много, а предъявить власти они могут, что не признают выборы легитимными. Как это было на выборах мэра Москвы,
Чушь собачья.
Власть не беспокоится о проболеем легитимности. Чтобы эта проблема возникла, movement должен получиться миллионов, как минимум, на десять. Но имея за собой десятимиллионную армию - можно выдвигать претензии и поинтереснее, чем всего лишь о легитимности выборов.
На выборах мэра, для легитимности которых "десять тысяч человек на Манежной" были в принципе ничем, статпогрешостью - власть решала проблему легитимности самого Навального.
Существовал некий устойчивый миф, что власть страшно боится допускать Навального до выборов, потому что на любых хотя бы относительно честных выборах Навальный непременно победит. Этот миф был разрушен. Вместе с мифом, будто бы участие несистемных кандидатов может сильно повлиять на явку избирателей [которая на выборах мэра даже при Навальном оказалась на уровне исторического минимума].
Вот и результат. Ничего более.
Однако, что ключевой вопрос для Навального это мобилизация его сторонников, и что если эта мобилизация будет успешной, любые прочие препятствия к его участию в выборах [дело Кировлеса итд] совершенно не важны - здесь Алексей Анатольевич полностью прав.