На Republic опубликовано объемное эссе доктора политических наук Владимира Пастухова, подготовленное для доклада на конференции "Открытая Россия".
https://republic.ru/posts/88684?code=b23986e97e6ed11359f444c62bf17f5fЕсли коротко, суть опуса в следущем: "эпоха транзита" власти оказывается меж двух огней, условно названых автором как "проект Сечина" и "проект Собчак". Автор возводит обе программы в некие собирательные абсолюты, где первый выставляется как силовой вариант неизбежной модернизации, а второй - как его мирная версия.
Пастухов приходит к "очень неожиданному" выводу, что обе программы имеют под собой долгую историческую подоплеку: борьба двух вариантов развития и есть история России.
Из этого исторического российского кредо эссеист вдруг делает магический, даже мантрический вывод о неизбежности революции, потому что победивший на выборах гарант не сможет сделать выбор между двумя проектами. И революция, по мнению автора, произойдет по сценарию самосбывающегося прогноза.
***
Хочется возразить уважаемому господину хотя бы в том, что борьба двух сил в российском государстве - очень упрощенное понимание действительности политического поля. Можно было бы списать это на драматизм повествования, но историческая подоплека, на которую ссылается автор, только разбивает представления о двойственном пути России на еще более мелкие осколки.
Традиционализм в вопросе реформ в России лежит в плоскости того, кто этих реформ требует и кто от них желает отгородиться. И акторов здесь гораздо больше, чем два, чем и можно объяснить этот простой в модернизации, который преследует не только и даже не столько одну Россию (простите за легкий ватабаутизм).
Угодить всем невозможно, а строить "бочки с селедкой" в российской политической практике не принято, как не принят и институт открытого лоббизма. Каждый будет тянуть на себя одеяло, и только политическая воля отдельных глав этих "фракций" сможет сдвинуть лед (о чем и будет объявлено господам присяжным-заседателям).
Новому гаранту придется выстраивать политику с уклоном на мирный транзит власти практически весь следующий срок, поэтому мы, вполне вероятно, увидим новые субинституты (старые уже отмирают, как, например, потерявший влияние субинститут полпредства), которые должны будут дублировать определенные политические управленческие механизмы во внутренней политике, чтобы дать возможность основным институтам реорганизоваться.
И тут вопрос в том, хватит ли лидерам "фракций" политических сил начать и довести реформы до конца, или субинституты снова задушат свои протеже.