Многие сейчас считают, что в уходящем 2017 году пропасть между стремительным прогрессом и необратимой архаизацией общества достигла неумолимых масштабов.
Тому подтверждений масса: соответствующий закон, объективное усиление роли РПЦ, скандалы с церковной застройкой, наступление на образование. Церковь выходит сухой из океана скандалов, будто становясь сильнее, а пессимистично настроенные обреченно ждут, когда атеизм запретят законодательно.
У нас есть как минимум два теракта на религиозной почве: поджог машин адвокатов, разбитые входные двери кинотеатра, угрозы кинопрокатчикам (все про "Матильду", впрочем).
Даже на Карнеги вышел панический текст Андрея Архангельского
http://carnegie.ru/commentary/73146 про "пост-Матильду", который отлично укладывался в общие либеральные похороны российской светскости.
Давайте вспоминать. В конце 90-х круто развернулась эпопея против фильма "Последнее искушение Христа" Скорсезе. Фильм собирались показывать по НТВ, поэтому у дверей канала собралось по меньшей мере пара тысяч человек, по большей - все десять. Против фильма даже высказывался Алексий II (Кирилл более сдержан, но это скорее из-за своей нестабильной репутации). Дискуссия тогда была живее и драматичнее, а фильм в итоге не показали по ТВ. (см. фото)
Резонный вопрос, то есть архаизация общества была и до современной консервативной власти?
Возьмем еще парочку: 99-й год, религиозные фанатики из Вышнего Волочка убили трех милиционеров и одного ранили, а потом пытались ритульно сжечь трупы. Вот здесь подробно:
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/611/. Общество "Память", антисемит митрополит Иоанн (Снычев) и его последователи - это вам не "Сорок Сороков".
При укреплении консерватизма властного и церковного исчезли или влачат жалкое существование многие реально фундаменталистские и радикальные православные ячейки. Хорошо это или плохо - отдельный разговор. Если коротко - очагу радикализма взяться неоткуда, но и у Церкви нет молодчиков-защитничков, которые пойдут по подъездам спрашивать за нательные кресты.
У нас есть свои радикалы. Тот же Антон Головырцев, прошедший ад ДНР, и решивший, что светская власть - от антихриста. Но в итоге все сводится к тому, обольет ли мочой очередной сумасшедший фотографии Стерджеса или пойдет полюбуется выставкой Сидура.
Пост-Матильдовая эпоха радикализма - это впервую очередь проявление серьезных намерений при несерьезном исполнении. Это такой постироничный фундаментализм. Вот вам и год столетия Революции. А что принесет следующий?