Поговорим о социологии.
Продолжительное время обсуждается декабрьский опрос Левады о явке на выборы и недавний отказ центра публиковать данные о рейтингах кандидатов в предвыборный период.
Якобы сделанное накануне регистрации кандидатов исследование должно наилучшим образом показывать состояние дел с явкой. Опросы, однако, не являются выводами сами по себе и могут рассматриватся только в перспективе с применением различных технологий - сегментирования, позиционирования и push\pull-исследований.
О молчании Левады говорят как о "конце социологии", журналист Иван Давыдов на эту тему резко высказался в своей "мелочной" колонке на The New Times.
https://newtimes.ru/articles/detail/141301Складывается такое странное ощущение, что в опросах каждый увидел то, что хотел. 58% собирающихся голосовать на выборах - это, кажется, действительно мало, но опрос, проведенный до выдвижений, малорепрезентативен на наш взгляд.
Стоит честно признаться, что предвыборное напряжение, которого жаждут и боятся, сталкивается с препятствиями. Боязнь пока побеждает будто бы в форме лениво отворачивающегося от бьющего в глаза солнечного света Гоббсовского Левиафана.
Если же добавить в эти 58% еще 10%, половину от неопределившегося болота в опросе Левады, то опрос вдруг станет резко похож на цифры вечно критикуемого ВЦИОМа с его "заказными" 70% (опрос проводился 11-15 января, во время очередной порции скандальчиков):
https://wciom.ru/news/ratings/vybory_2018/ФОМ еще не проводил классического измерения про явку, но из отчетов про Собчак (
http://fom.ru/Politika/13893), Грудинина (
http://fom.ru/Politika/13919) и протестную активность (
http://fom.ru/obshchestvo/11090) можно составить примерное впечатление о 20% активных противников власти, 10-15% болота и 65-70% тех, кто "ощущает спокойствие" в разных форматах.
Плохо это или хорошо - каждый найдет для себя свой ответ. Той же АП такое расположение будет казаться удовлетворительным (можно записать себе палочку), оппоненты скажут, что власть потеряла 16% поддержки и будут жутко этому рады.
В этом всем удивляет одно - как можно было попасться на "магию 99 центов" с цифрой в 58 и забыть про некомплексность опроса. Решение Левады не публиковаться в ходе кампании, на наш взгляд, основывается именно на том, что цифры все-таки будут устраивать АП по ходу выборов. Ну что ж, заставить ответственных за явку понервничать - тоже очень неплохая идея.
(Сознательно не стали включать опросы от ФБК, потому что пока работа Анны Бирюковой выглядит как детский сад с ее "мы не стали обзванивать москвичей, а обзвонили Екб и на основе этих данных предположили, что там в столице").