
Употребляя слово "травма", Рюф и её коллеги хотят подчеркнуть, что явление не сводится к способностям учеников и эффективности преподавания -- оно носит характер своеобразной психологической травмы, похожей на полученную в детстве или в катастрофе.
Математически травмированный человек, поясняют специалисты, испытывает всепоглощающий страх перед формулами и задачами, он впадает в ступор или страшное волнение от одного их вида, панически опасаясь сказать что-то неправильное. Когда-то раньше он вот так попал впросак и с тех пор боится. Ровно как переживший землетрясение человек пугается, услышав отбойный молоток, и может даже разрыдаться.
Дальше можно обсуждать, как научить человека преодолевать эту панику, но возникает и другой вопрос. А почему не травмируются психологически футбольные болельщики? Они заведомо плохо разбираются в предмете, они постоянно ошибаются в оценках и прогнозах, однако они не испытывают по этому поводу никаких тревог. Пролетев сегодня с одним прогнозом, они назавтра с таким же жаром будут спорить о другом.
Так же точно никто не отмечает каких-то особенных политических, литературных или искусствоведческих травм. Разве что встречается психологический барьер при изучении иностранного языка, когда нужно на нем говорить, и тоже возникает страх ошибки. Но все же не такой как перед формулами. Почему так происходит?
Вероятно, дело именно в том, что можно спорить. На это указывают турецкие исследователи в своей работе "Как избежать математической травмы" ( http://users.math.uoc.gr/~ictm2/Proceedings/pap132.pdf ) . О футболе, литературе или кино можно и нужно спорить, здесь не бывает единого мнения, поэтому люди раскрепощаются и спокойно дискутируют. В языках действуют уже довольно жесткие правила грамматики, хотя некий зазор имеется. В математике же все точно -- ты либо понимаешь формулу или теорему, либо нет; либо ты решил задачу, либо нет. Спорить не о чем. И вот это страшит и порождает комплексы.
Как бороться? Предлагается устраивать мероприятия с введением неоднозначности, когда есть что обсудить. Например, преподавать математику через её историю или рассказы об учёных, через их личную жизнь и преодоление себя. Можно устраивать спектакли и музыкальные шоу. А собственно математика ко всем этим мероприятиям прилагается как бы в нагрузку. Дескать, чтобы понять, почему ученый поступил так, а не иначе, нужно врубиться в ту или иную теорему.
Наверное, что-то в этом есть, но лично я боюсь, что изучение даже школьного курса алгебры и геометрии при таком подходе растянется лет на двадцать. Да и саму концепцию травмы еще изучать и изучать. Она не объясняет, например, почему многие люди вполне грамотно и быстро считают и применяют формулы, когда речь идет о конкретных вещах -- деньгах, вагонах, квадратных метрах и т. п. -- но напрочь отказываются понимать абстрактную фразу "пусть A, B и С -- объекты произвольной природы". Сдаётся, тут не в травмах дело
@obznam