Разрядка в отношениях между Россией и США произойдет в 2022 году?
За месяц пребывания у власти администрация Байдена успела обозначить ключевые векторы своей внешней политики. Как курс США на борьбу с Китаем скажется на России, будет ли достроен «Северный поток» – 2 и когда следует ожидать разрядки в отношениях Москвы и Вашингтона «Новой искренности» рассказал политолог, бывший заместитель главного редактора «Известий», автор тг-канала
«Русская идея» Борис Межуев.
На прошлой неделе Госдеп заявил, что администрация Байдена намерена проводить жесткий курс по отношению к Китаю. Потепления отношений между Пекином и Вашингтоном после ухода Трампа ждать не стоит. Для России это хорошая или плохая новость?
То, что потепления между Вашингтоном и Пекином при Байдене ждать не стоит, было понятно еще на стадии избирательной кампании. После известного решения китайского руководства о статусе Гонконга американская либеральная пресса разразилась залпом антикитайских статей, которые сходились в одном – Новой холодной войны между США и КНР не миновать.
Как бы демократы не относились к Трампу, они считают, что он был прав в том, что начал политику экономического развода с Китаем. Для России это в целом хорошая новость. Было бы хуже если бы «Чимерика» (ChiMerika) вернулась, и многополярность осталась чистым лозунгом. Однако для России новая ситуация представляет геополитический вызов, мгновенно трансформировавшийся в вызов внутриполитический: сразу же обозначились враждующие партии, каждая из которых ориентируется на тот или иной вариант геополитического выбора. Возникла явная опасность украинизации России: ее разрыва между враждующими цивилизационными полюсами. Иными словами, Новая холодная война для России несёт и плюсы, и минусы. Будем надеяться, что плюсы рано или поздно перевесят, но произойдет это только в том случае, если Евро-Атлантика полностью исчерпает свой запас силовых и экономических аргументов, нацеленных на смену режима в России. Или, по крайней мере, её внешнеполитического курса, и перейдет от политики кнута к политике пряника. Вряд ли этого стоит ждать раньше следующего года.
Путин и Байден смогли договориться по поводу продления СНВ-3. Стоит ли ждать реанимации ДРСМД или договора по «Открытому небу»? Стоит ли вообще надеяться на прорывы в отношениях с новой администрацией по каким-либо трэкам, кроме тех, что связаны с гонкой вооружений?
Байден пока жестко исполняет свои предвыборные обещания. Он обещал перезаключение СНВ-3, и он исполнил это обещание. Но сейчас идти слишком далеко навстречу России у него нет политических оснований. Тем более, с учётом фактора Навального. Оппозиционер стал своеобразным колом в любых возможных договорённостях между Россией и США. Поэтому теоретически можно допустить реанимацию и ДРСМД, и договора по «Открытому небу», но опять же не раньше 2022 года, когда окончательно станет понятно, смогла ли Россия выдержать натиск одновременно внешнего и внутреннего Запада. В целом, Байден явно не нацелен на то, чтобы ссориться с Россией, его задача – сделать ее союзником Евро-Атлантики в холодном противостоянии с Китаем. Так что в будущем, я думаю, вполне возможна «новая разрядка» – в конце концов, Байден впервые оказался в СССР в разгар первой «разрядки», и он же стоял у истоков оборвавшейся «перезагрузки». Разрядка – это не дружба и не союз, но снятие напряжения в отношениях враждующих держав. Думаю, Байден тяготеет именно к такой политике.
На ваш взгляд, Северный поток-2 будет достроен? Является ли это условием продления контракта с главой концерна Миллером?
Думаю, будет. Байден поторгуется с Германией и даст отмашку СП-2, правда, изображая и имитируя долгую и сложную борьбу с ним. Думаю, приоритетом для него и для Демократической партии в целом сейчас является сдерживание технологической экспансии Китая, например, в сфере развития сетей 5g. За это и пойдет реальная борьба, в которой СП-2 является не более чем разменной монетой. Впрочем, за то, чтобы победить в этом размене, России предстоит побороться, что она, кстати, и делает.