До конца июня следует ждать новых американских санкций?
Не прошло и недели с встречи Байдена с Путиным, как Вашингтон
анонсировал новые санкции в отношении Москвы. В воскресенье советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Штаты готовят новый пакет ограничений.
По закону, Белый дом был обязан ввести их еще 2 июня. Однако из-за грядущего саммита эта мера была отложена. В этот раз речь может идти о
весьма чувствительных ограничениях, начиная с запрета на полеты в США «Аэрофлота» и заканчивая полным запретом для инвесторов на работу с российским госдолгом.
О том, что это говорит о российско-американских отношениях и как теперь оценивать женевскую встречу президентов, «Новой искренности» рассказал эксперт Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Почему Белый дом не ввел новые санкции против России 2 июня, как того требовал федеральный закон? Может ли Байден вообще не вводить санкции по своему усмотрению?
Вашингтон не хотел портить информационный фон накануне встречи Байдена с Путиным в Женеве. Таково было пожелание президента США. Ну а в части толкования собственного законодательства американцы в последнее время проявляли много творчества. Как правило, американские законы имеют оговорки, которые дают возможность определённого люфта для президентской администрации.
Когда они должны быть введены – 2 июня, как того требовал закон, или, например, 21 июня, спустя менее чем три недели, не суть принципиально. В 2018 и 2019 годах администрация Трампа до полугода не вводила санкции, хотя это и вызывало негативную реакцию со стороны ряда конгрессменов и сенаторов. Сейчас никто не считает, что двух- или трехнедельная задержка ограничений – есть некая принципиальная смена курса.
Когда ждать новых санкций, и какими они могут быть?
Полагаю, что новые санкции будут введены до конца июня. Вероятность, по моей оценке, больше 50%. Джейк Салливан, занимающий ответственную должность советника президента по нацбезопасности, не будет бросаться подобного рода заявлениями направо и налево, тем более, что это было сказано в воскресенье. Воскресные передачи имеют большой резонанс, и его слова точно не забудут. Можно сказать, что администрация американского президента теперь сама связала себе руки. Что же касается предмета санкций, то я пока затрудняюсь его сформулировать.
Значит ли это, что итоги российско-американского саммита, который в Москве воспринимался как победа Владимира Путина,
фактически обнуляются?
Существует несколько нюансов. Есть ряд вопросов, по которым США заинтересованы в диалоге с Россией. К примеру, стратегические вооружения. Консультации по ним будут продолжены, поскольку у США нет больших ресурсов на модернизацию ракетно-ядерного стратегического потенциала, и они до известной степени в этих переговорах заинтересованы. Также Вашингтон остро воспринимает проблему кибербезопасности, и переговоры, наверное, здесь также будут продолжены.
А что касается других проблем – Арктика, Украина, возможность возвращения США в ядерную сделку с Ираном, сирийская ситуация – эти моменты действительно скорее всего попадут под обнуление. Американцы, возможно, посчитали, что эти вопросы не имеет большого значения, поскольку во главу угла они сейчас ставят проблемы прав человека и ситуацию с Навальным.
Поэтому да, дух Женевы стал немножечко испаряться. Но мы должны понимать одну вещь. Какую цель преследовал Байден, приехав в Женеву? Она никогда не скрывалась – это изменение внешнеполитического курса России. Новые санкции США – это сигнал для Европы, чтобы она усиливала давление на Россию. Американцы должны показать своим европейским союзникам, что после встречи Байдена с Путиным ситуация принципиально не поменялась.