
Закрыть сейчас бизнес с очень большой вероятностью означает его уничтожить. Люди же создавали свой собственный источник благополучия долгие годы, начиная еще со времен перестройки, когда официально в стране разрешили обогащаться. Если сейчас этот источник прикрыть, людям останется только уходить на зарплату. Если повезет, то как раз в те федеральные сети, которые остаются на рынке, потому что их признали системообразующими компаниями. Очевидно же, что в перспективе такие тенденции окончательно превратят страну в корпоративное государство, в котором никакой личной инициативы уже не будет.
Тем не менее, предприниматели еще на что-то надеются. Как будто не видят в СМИ новостей, например, из Германии, в которой вроде бы одни цивилизованные и чинные европейцы разгоняют других таких же, используя водометы. А там протестантам тоже не по нраву ограничения карантина и тоже, наверное, не сами по себе, а в связи с их личной судьбой.
В России же тем временем государство становится не только корпоративным, но еще и кластерным, ячеистым, в котором границы регионов скоро смогут пересекать только специальные государевы люди. Поводом для начала уплотнения межрегиональных границ будет все тот же ковид.
Для каких-то регионов подобные меры могут быть незаметными. Но если допустить, что контроль появится между, например, Москвой и Московской областью, а наша бюрократия ведь останавливаться сама не умеет и любое начинание способна довести до гротескной формы, то мы придём не только к корпоративному или кластерному, но и просто к полицейскому государству.