Size: a a a

2019 September 11
FEDOR BORSHEV
Переговоры: возможность принять финальное решение

Ещё одна вещь, которую почему-то игнорируют в книгах про переговоры — то, что случается после переговоров. Вот пришли вы на встречу, там сложно, вроде бы о чём-то договорились. А затем возвращаетесь в офис (или куда там вы возвращаетесь), и получаете несогласие от коллег.

В мягком варианте несогласие просто замедляет дела, а в жёстком — что угодно: начиная от мягкого саботажа и заканчивая тем, что коллеги просто перепримут решение без вас. Особенно часто такие страдания бывают во всяких клиентских сервисах, где над менеджером стоит какой-нибудь аккаунт-директор, который приходит и всё меняет.

Это — не плохая практика: такой надзор помогает избежать действительно неадекватных решений. Но лично мне в такой системе совершенно некомфортно — когда я чувствую, что на встрече за моей спиной незримо стоит кто-то, кто может все отменить, я обычно проваливаю такую встречу.

Посмотрите, может быть у вас так же?
источник
2019 September 13
FEDOR BORSHEV
stale: бот для гитхаба, который борется с незавершёнкой

Один из ботов, которых мы активно используем в Гитхабе ГдеМатериала — stale. Задача бота очень простая — приходить в каждый пулл-реквест, в котором ничего не происходит.

Вот к примеру сделал я ПР, который немного улучшает кодовую базу. Хотел показать коллегам-разработчикам, и забыл — так пулл-реквест и остался висеть. Бизнес-стейкхолдера у задачи нет, поэтому никто, кроме меня, про неё мне и не напомнит.

Или пришёл бизнес с задачей, мы её начали делать, задали пару вопросов — а нам никто не отвечает.

Бот приходит в такие задачи и напоминает, что ничего не происходит. Если работа по задаче не активизируется — задача закрывается.

Бот формирует в голове тупое правило: забиваешь на свою работу — значит её выкидывают. Такое правило здорово помогает всем отвечать друг-другу вовремя.

Наш бот не совсем политкорректный — ведь незавершённая работа это так плохо:
источник
2019 September 16
FEDOR BORSHEV
Вопрос: как менеджеру-гуманитарию начать разбираться в технических вопросах?

Для начала стоит принять, что как бы сильно вы ни старались — вряд ли вы станете говорить с командой на одном языке: они варятся в проекте по 6-8 часов в день, у вас столько времени попросту нет.

Затем попробуйте понять, а для чего вам собственно нужно разбираться? Если хотите иметь больше веса в обсуждениях (условное «чтобы вас не наебали») — тоже не выйдет: во-первых — вы не прораб на стройке и наёбывать вас никто не собирается, а во-вторых всё равно обманут, если захотят.

Если вы решили приносить больше пользы, к примеру предлагать более простые и остроумные решения, или интуитивно чувствовать сложность задач — то просто почаще общайтесь с командой. Подучите ваш язык программирования, попробуйте пройти обучающие туториалы вашего фреймворка (они рассчитаны именно на таких начинающих, как вы), а затем просто начинайте спрашивать у ребят, как работает та или иная часть системы. Любой человек с радостью открывается, когда видит искренний интерес к своей работе.

Пара часов таких разговоров в неделю — и через несколько месяцев месяцев вы начнёте приносить гораздо больше пользы на обсуждениях.

Почитайте другие ответы по тегу #вопрос. Рубрику вопросов можно поддержать — либо задать свой вопрос на @fedor_borshev или просто #вопрос. Рубрику вопросов можно поддержать — либо задать свой вопрос на @fedor_borshev или просто задонатить.
источник
2019 September 18
FEDOR BORSHEV
4 правила хороших видео

Сегодня делюсь кусочком нашей внутренней документации о том, как записывать понятные для коллег видео.

Когда хочется продемонстрировать баг, нужно показать результат работы по задаче, показать как работает интерфейс — лучше говорить, чем писать. Чтобы передать мысль быстро, а не ждать назначенной встречи, мы прибегаем к «лумам» — коротким видео, записанным при помощи https://useloom.com.

Чтобы лум сэкономил время тебе и коллегам — соблюдай простые правила:

— Не молчи. Хороший лум — это не урок из скучного курса, а живой рассказ живого человека. Когда ты молча возишь мышкой по экрану — это понятно только тебе.
— Включи камеру. С живым человеком гораздо приятнее общаться, чем с его экраном. И пофиг, что на фоне любимая рюмочная — живое общение всё компенсирует.
— Не тяни время. Если твое видео можно уместить в минуту — не записывай пятиминутный сериал. Цени время коллег.
— У готового видео обязательно укажи заголовок. Когда твоя проблема называется «HTTP://LOCALHOST:3000», её не очень хочется решать. Клёво — когда тема понятна сразу: «Не отправляется заказ с дробной ценой», «тормозит загрузка картинок» и т.д.
источник
2019 September 20
FEDOR BORSHEV
Прекрасная статья про стартап в одно лицо.

Фаундер, он же CTO, он же CFO и вообще единственный сотрудник, рассказывает про набор весьма скучных инструментов, которые позволили ему одному сделать вполне технологичный бизнес — поисковый движок для подкастов listennotes.com.

Никаких дорогущих юристов — для фандрейзинга подходит Clerky. Прекрасный Stripe и Stripe Atlas вместо бухгалтерии и интеграций с банками. Никакого Kubernetes — только AWS и Ansible.

Основная мысль — если не переусложнять вещи и обдуманно делегировать, то современный мир уже позволяет уместить все знания, нужные для запуска компании, в одной голове. Пусть и не в России (Страйпа у нас наверное не будет никогда), но за 8 часов в день.

Кстати, у него там Django на бекенде:-)
источник
2019 September 23
FEDOR BORSHEV
Вопрос: как посоветуешь делать оценку заказной разработки, когда клиент просит жесткий бюджет, скоуп и сроки?

За все 10 лет в заказной разработке, я ни разу не видел проекта, который на финише соответствовал бы оценке, данной в начале.

Обычная практика в случаях, когда клиенту нужна точная оценка — это оценить на глазок, и затем эту оценку умножить на 2N. Где N — сложный коэффициент, который зависит от надёжности исполнителя и клиента, а так же от вашего желания заработать и веры в проект.

Второй и более сложный способ — это объяснить клиенту, что точная оценка — это ненужные рамки, которые сделают невозможным изменение требований и замедлят проект. При этом можно будет договорится на оплату по коротким итерациям, с чётким и измеримым результатом в конце. Посмотрите, к примеру, как это делает бюро.

Почитайте другие ответы по тегу #вопрос. Рубрику вопросов можно поддержать — либо задать свой вопрос на @fedor_borshev или просто #вопрос. Рубрику вопросов можно поддержать — либо задать свой вопрос на @fedor_borshev или просто задонатить.
источник
2019 September 25
FEDOR BORSHEV
Якорь спокойствия

Когда-то на хабре прочитал статью бывшего курильщика (сам я курил 12 лет) о чувстве из песни группы Кино — «Если есть в кармане пачка сигарет, значит всё не так уж плохо на сегодняшний день».

Автор рассказал, что у него пачка сигарет выступала как якорь, который позволял всегда вернуться в комфортную зону. Руководитель отказался повышать зарплату? Пойду покурю. Не смог убедить коллег в своей точке зрения? Пойду покурю. Дома жена кричит на детей? Пойду на балкон покурю.

Это не так уж и плохо: надо бы только найти менее деструктивный якорь, к примеру что-нибудь из обширного мира потребления. Не могу осилить новую технологию? Ничего, зато у меня айфон новый, и вообще езжу я на БМВ. Всего-то 9 лет платить осталось!

Потребительские якоря в настоящем можно заменить на цели и результаты в будущем. Это уже ближе к психологии стартаперов — можно ездить и на метро, но при этом строить миллионный бизнес. Когда всё плохо — просто больше медитировать. А курить такие люди не будут, просто чтобы не вредить мыслительному процессу.

Разница между целями в настоящем и в будущем, примерно как между производством и потреблением — и то и другое ок, но разным людям в разное время подходит разное.

Посмотрите, к чему вы чаще обращаетесь во внутреннем диалоге, когда вокруг полный пиздец? К якорям спокойствия в настоящем или к большим целям в будущем?
источник
FEDOR BORSHEV
VPN без рекламы от Cloudflare, всем и бесплатно

Cloudflare запустили VPN в своём приложении 1.1.1.1. Говорят, что быстрый и не сажает батарею.

Обещают, что анонимность (We don't write user-identifiable log data to disk), и что нашу историю не продадут добрым корпорациям. Это конечно не no-log policy у NordVPN, но вполне достаточно для того, чтобы быть спокойным за свои данные.

Варианта использования два: просто бесплатный и чуть более быстрый WARP-плюс за 130 рублей в месяц.

По-моему любые ребята, которые владеют нашими данными, относятся к ним бережливо и внимательно только до тех пор, пока не наберут достаточное их количество — почитайте новости о том, что делает сейчас гугль с пользователями хрома. Но пока cloudflare ещё не дорос до таких масштабов — кажется они выкатили отличное предложение на рынок.

Скачивайте для iOS или Android, если ещё не.
источник
2019 September 27
FEDOR BORSHEV
Качество кода и счастье

Есть тип руководителей, которым я отказываю в консультациях после первой встречи — это люди, которые осознанно игнорируют счастье своих программистов.

Вот, к примеру, качество кодовой базы. По-идее, можно очень долго жить с горами говнокода в продакшене — просто нанимаешь в 2–3 раза больше программистов, игнорируешь высокий churn, пытаясь загасить проблему корпоративами/тимбилдингами/мотивацией, и привычно умножаешь все сроки на 3.

А можно, наоборот, построить команду на счастливых исполнителях: это когда вместо корпоратива каждый мидл может хоть сейчас выступить на конференции и интересно рассказать про ваш командный опыт, или когда к вам стоит очередь из джунов, которые точно уверены, что у вас они за три месяца выучат больше, чем за год на средненькой галере. Команда из счастливых ребят мобильнее, предсказуемее, и банально быстрее: ведь они не ковыряются в говнокоде, а с удовольствием решают задачи.

Ключевой элемент счастливой команды — качество кодовой базы: архитектура, стандарты кодирования, тесты и автоматизация рутины.

Вчера на сайте бюро вышел первый совет в серии о качестве кода, с детальным рассказом о том, зачем это нужно бизнесу. Особенно совет полезен тем, у кого нет времени (или кому не дают времени) на рефакторинг.
источник
2019 October 02
FEDOR BORSHEV
Puppeteer — следующий шаг развития в автоматизации браузеров

Боль браузерного тестирования стара так же, как сами браузеры. Представьте ситуацию: вы написали тест, который открывает браузер, нажимает на кнопку «купить» и проверяет, что товар добавился в корзину. В 5 случаях тест работает нормально, а на шестой раз — падает. И у вас нет никакого способа понять в чем проблема — это у вас приложение в иногда не показывает кнопку «Купить», или просто страница медленно грузится? Только делать скриншот страницы во время ошибки и смотреть. А какое это автоматизированное тестирование, если оно не работает без человека?

Недавно узнал, что человечество сделало громадный шаг в сторону нестыдного браузерного тестирования — Puppeteer. Puppetteer — это обёртка над хромом (да, работает только в одном браузере). При этом хром — headless: не нужна графика и куча библиотек. Контейнер с таким счастьем на базе Alpine Linux весит всего 160Мб.

Прекрасное API, понятная документация, работает хоть на утюге — кажется больше ничего не нужно. Вот к примеру весь код работы с браузером, который используется в микросервисе, который ходит в личный кабинет нашего московского арендодателя и заказывает пропуска посетителям:
источник
2019 October 04
FEDOR BORSHEV
Периодически обновлять фреймворк

У нас в ГдеМатериале есть хорошая практика — мы периодически проверяем актуальность зависимостей. Я говорю не о мелких обновлениях и не о фиксах безопасности (они давно автоматизированы), а об обновлении мажорных версий библиотек, скажем Django с 1.11 до 2.0.

Вообще, обновление любого фреймворка — кошмар программиста. Во-первых это сложно из-за проблем с обратной совместимостью. Причём, чем больше проект, тем сложнее.

Во-вторых, регрессий не избежать, даже когда всё приложение покрыто тестами — как бы вы ни готовились, у вас начнёт скакать нагрузка на CPU или память, проект перестанет запускаться в какой-нибудь из сред, повылезают эдж-кейсы, про которые никто не знал. Чем больше проект, тем больше регрессий.

Самое важное в обновлении фреймворка — не копить изменения. Гораздо проще 5 раз обновить джанго на соседнюю версию, чем прыгнуть с 1.8 сразу на 2.2. Маленькие обновления приносят меньше регрессий и в целом проходят легче — согласитесь, ведь всегда же лучше растянуть один пиздец на 5 маленьких пиздецочков. Даже психологически гораздо легче решиться на маленький апгрейд, чем на большой скачок.

В общем тренируйте дисциплину — чтобы не застревать в каменном веке на протухших экскрементах мамонта вместо фреймворка, раз в два месяца обязательно обновляйтесь до самых актуальных версий. То, что вы при этом что-нибудь сломаете — просто примите как данность.
источник
2019 October 07
FEDOR BORSHEV
Чинить баги по TDD

Вот прилетает к нам задача, скажем «Жму на кнопку — не работает». Обычно мы чиним такие баги весьма тупо — поднимаем фронт и бек, придумываем гипотезу, и начинаем дебажить: вносим исправление и жмём на кнопку. Если заработало — отлично, если нет — просто перебираем дальше гипотезу за гипотезой. Иногда мы перебираем гипотезы настолько беспорядочно, что даже не убираем следы предыдущих попыток.

Так делать не стоит — это медленно, к тому же после вашей работы не остаётся тестов, которые доказывают, что вы её сделали.

Правильный процесс выглядит так: открываем контроллер в API, куда ходит кнопка, а дальше ставим под сомнение каждый нижележащий метод, проговаривая про себя гипотезы, к примеру: «я сомневаюсь, что метод get_users() не возвращает неактивных пользователей». Если сразу не находим теста, который доказывает обратное — пишем свой. Если тест падает — отлично, у вас уже есть тест, и остаётся только написать код. Если написанный тест не падает — git checkout --, и ставим под сомнение следующий метод.

Такой процесс заставляет вас тестировать баги изолированно — вы никогда не натолкнётесь ещё на один баг, который создали во время предыдущих бесплодных попыток. А ещё вы никогда не отправите в прод неработающее говно, потому что у вас нет состояния «кажется всё заработало» — всё или заработало, или нет.
источник
2019 October 09
FEDOR BORSHEV
Безусловная и непонятная директива

Вот работаете вы над новым интерфейсом, и тут от коллеги прилетает просьба, типа «а давай перенесём эту кнопку наверх». И всё: ни объяснения чем кнопке плохо жилось внизу, ни хода мыслей, ничего не понятно.

Это — безусловная и непонятная директива. Такими директивами обычно общаются непродуктивные ребята, когда приходят с решениями вместо проблем (см. Фичреквесты, которые не стоит выполнять).

Если вы сами начнёте приходить к продуктовым коллегам с решениями вместо проблем — вас начнут валидировать так же, как непродуктовых коллег извне: задавать кучу вопросов о том, что на самом деле у вас болит, проверять болит ли вообще, или может вам просто фичу захотелось.

Будьте подробными: рассказывайте о том, почему пришли к тем или иным решениям. Не «давай перенесём кнопку наверх», а «Эта кнопка — ключевой call-to-action на странице, а я боюсь, что новые пользователи сразу её не увидят» Так вы не только уменьшите количество переписки в трекере, но ещё и опытом с коллегами поделитесь.
источник
2019 October 11
FEDOR BORSHEV
Главный карьерный принцип

Когда-то давно услышал полезный совет: зайдя в новую комнату, всегда ищи самого умного человека, и говори с ним. Если самый умный человек в комнате это ты — ищи другую комнату.

То же самое и в карьере — ищи место, где в твоей работе будут находить недостатки. Если недостатки в своей работе можешь найти только ты — ищи другое место.
источник
2019 October 15
FEDOR BORSHEV
Вопрос: какие меры вы применяете для провинившегося сотрудника?

Мы не нанимаем людей, которым нужна внешняя стимуляция. Гораздо проще выстроить найм подходящих программистов, чем сложный механизм поощрения или наказания. В распределённой команде нанимать подходящих людей ещё легче — вы же не ограничены рамками одного города или района: просто максимально жёстко подбирайте тех, кто вам подходит.

Для себя я давно решил, что вместо семейной терапии и попыток выжать чуть больше из отстающих ребят, я лучше настрою более удобный процесс планирования, или помогу с архитектурой тем, кто впереди. Иначе получается вот так:
источник
FEDOR BORSHEV
источник
2019 October 16
FEDOR BORSHEV
Время — невосполнимый ресурс

Если вы придёте на новогоднюю вечеринку второго января вместо первого, то увидите пустую комнату с запахом алкоголя — вечеринки уже не будет.

Если 1 ноября вы запускаете на рынок новый корм для кошек, то к 1 октября у вас полюбому должны быть нарисованы макеты банеров для наружки, а к середине октября запущен сайт, который рассказывает о продукте. Если банеров или сайта не будет, то продукт банально никто не возьмёт с полки — результат вашей работы пропадёт.

Что вы станете делать, если баннеры до сих пор не готовы, а уже 7 октября? Вы будете искать способы закончить раньше. Этих способов не так уж и много — либо пожертвовать проработкой макетов (запустить меньше посылов, сделать макеты проще), либо пожертвовать себестоимостью, наняв, к примеру, пять дополнительных дизайнеров.

Единственное, что вы не сможете сделать, когда опаздываете — это добавить себе ещё неделю, чтобы закончить проект: машину времени пока не изобрели. Пожертвовать деньгами или качеством — можно. Уменьшить проработку — можно. Добавить себе срок — нет.

Время стоит беречь не только в проектах, но и в личной жизни. Всё так же — если уже 20:00, а вы ещё не ходили в спортзал, то вы никак не можете сделать так, чтобы сейчас стало 18:00 — вы можете только не пойти в спортзал. Если вы приехали на работу в метро, а по дороге слушали музыку или изучали новинки в Arcades — вы просто приехали на работу на метро. А эти же 40 минут можно было потратить на чтение книги или спокойно поспать.

Берегите время.
источник
2019 October 18
FEDOR BORSHEV
Качество кода: какие метрики снимать

Когда бюрошному советчику очень хочется рассказать о какой-то важной лично для него теме, то он не ждёт вопроса, а рассказывает сам. Месяц назад я воспользовался этим шансом и начал длинный рассказ о качестве кода. Почему это важно лично для меня — см. в первом посте.

Почему в бюро, а не здесь? Потому что эти ребята очень требовательны — они никогда не разрешат опубликовать скучный совет или текст с ошибками: Артём лично проверяет все выходящие советы, скурпулёзно докапываясь до всего, начиная от качества примеров и заканчивая последней запятой.

Во втором совете из серии, который вышел вчера, я понятным языком рассказываю о цикломатической сложности, уровнях покрытия тестами и о том, какие метрики надо снимать в продакшене.

Покажите своему менеджеру скорее.
источник
2019 October 21
FEDOR BORSHEV
3 программы, которые помогают больше писать

У вас было когда-нибудь такое, что вы собираетесь написать письмо или заметку в блог, и никак не можете — тут же находятся более срочные дела? Так заметка и пылится до лучших времён, которые не наступают никогда.

Существует куча способов бороться с такой прокрастинацией, но все они относятся к всего к двум группам: робото-само-дисциплина и умение договариваться с собой. Лично у меня подход с дисциплиной не работает — через пару недель насилия над собой в голове не остаётся ничего, кроме желания заснуть часов на 20.

Мой любимый способ, чтобы победить текстовую прокрастинацию — это хорошее окружение: тихая кофейня с вкусным кофе и приятные приложения для текста: IA Writer, Bear и Day One. Подробнее о том, как они помогают больше писать — рассказал в блоге.
источник
2019 October 22
FEDOR BORSHEV
​​Писать так, чтобы не переспрашивали

Самое важное в общении распределенной команды — писать так, чтобы не переспрашивали. У нас в ГдеМатериале, к примеру, всё асинхронно, и когда коллега из GMT+10 в следующий раз выйдет на связь — никто не знает. А значит в сообщении должно содержаться все необходимое для выполнения задачи.

Когда общаются распределенные программисты, и глючит переданный код, начинается пиздец — из-за разных часовых поясов десятиминутная задача может растянуться на неделю с ночными посиделками всех участников.

Чтобы не сидеть ночами — всегда передавайте работу вместе с тестами. Написали новый эндпоинт в АПИ — дайте ссылку на тесты ключевых возможностей. Исправили ошибку — выкладывайте тест, который это проверяет. Коллеги сразу поймут, как воспользоваться результатами вашей работы, а вы будете на 100% уверены, что не сделали неработающее говно.

Ну а чтобы прокачать навык написания тестов — приходите на мой мастер-класс в субботу :-)
источник