
Часто говорится о том, что региональные и местные выборы в 2020 году важны для власти как тестовый замер позиций «Единой России» и остальных партий перед кампанией в Госдуму. Впрочем, новости из регионов показывают, что «тест» может выйти усечённым.
В 2020 году, помимо 11 Заксобраний, будут выбирать депутатов в 24 областных центрах, включая ряд «миллионников». Накануне прошлых выборов в Госдуму во всех них (включая и Самару с Махачкалой, где напрямую выбирают только депутатов внутригородских райсоветов) действовала избирательная система, позволяющая проголосовать за партии, а не только кандидатов в округах. А всего тогда выборы по партспискам охватили территории в 46 регионах с почти 25 млн. избирателей.
Именно исход голосования по партспискам позволяет Кремлю оценить готовность партий к федеральным выборам, ведь половина мест в Госдуме уходит списочникам.
Но сигналы из регионов говорят о том, что в 2020 году география выборов по партспискам сузится.
До конца года депутаты Новосибирска должны рассмотреть поправки о полностью мажоритарной модели выборов в горсовет (сейчас там 10 списочников из 50). На днях публичные слушания в поддержку идеи гордумы только из одномандатников прошли и в Костроме (тут заодно сократится и общее число депутатов с 38 до 33).
Впрочем, здесь реформа не слишком помешает «тестированию», ведь в 2020 году жители Новосибирска и Костромы точно смогут голосовать за партсписки по другому бюллетеню – на параллельных выборах в Заксобрания. Хотя попасть в бюллетень на выборах в Заксобрание малым партиям без льготы сложнее, чем на менее крупные выборы в городах.
Останется возможность для «теста» и в Воронеже. Здесь из 36 депутатов гордумы 12 - списочники, а ещё в октябре вносился проект о переходе на редкую модель выборов – только по двухмандатным округам. Затем он был отозван, но в любом случае избиратели Воронежа в 2020 году смогут голосовать за партсписки хотя бы на выборах в облдуму.
Изменения местных норм не помешают провести в 2020 году такое «тестирование» и в Ижевске. Здесь президиум гордумы уже поддержал сокращение числа «списочников» с 21 до 10, но о полной отмене партсписков речь не идёт.
А вот Самару, где с 2015 года по смешанной системе выбирают райсоветы (и уже они делегируют депутатов в гордуму), и Астрахань, где половина из 36 городских депутатов – списочники, «тест» партийной системы в 2020 году может обойти стороной. Выборы в Заксобрания там пройдут только через два года, одновременно с думскими. Применительно же к местным выборам в этих городах зазвучали идеи перейти целиком на мажоритарную систему, в Астраханской области такой законопроект вчера одобрен в первом чтении.
Интересно, что, согласно недавнему докладу Фонда ИСЭПИ, именно на Самарскую и Астраханскую области в 2018-2019 годах пришлось сразу несколько кампаний по партспискам, которые «Единая Россия» проиграла (всего таких по стране было чуть больше двух десятков). В Самарской области год назад, во время пенсионной реформы, ЕР уступила КПРФ по спискам в Тольятти (28% против 35,5%) и Сызрани (34,6% против 36%). В Астраханской области уже в этом году ЕР проиграла КПРФ Ахтубинский район (26% против 41%) и лишь на несколько процентов опередила КПРФ и ЛДПР в военном ЗАТО Знаменске, где новым законом партсписки тоже отменяются.
Подвис вопрос о судьбе партсписков во Владимире – ещё одном проблемном для «Единой России» регионе, где до кампании в Госдуму будут переизбирать горсовет (в 2018 году на выборах в ЗС победила ЕР, но в черте города первой стала КПРФ). В конце ноября Заксобрание с подачи «эсеров» планировало принять компромиссную поправку, сохраняющую смешанную модель выборов в городе в 2020 году, но отменяющую лидерские тройки партсписков (как уже было сделано в нынешнем году на выборах Заксобраний ряда протестных регионов). Однако обсуждение перенесено, поэтому и во Владимире может выйти в повестку инициатива о полном переходе на мажоритарную модель.