КИТАЙ. Еще в начале 2010-х годов озвучивались планы по достижению показателя товарооборота между Россией и Китаем свыше 100 млрд долларов, однако регулярно на этом пути вставали те или иные обстоятельства.
На сегодня, доля Китая по товарообороту с Россией составляет – 14,7%, или 84,9 млрд долл. Для сравнения, на втором месте традиционно Германия с товарооборотом в два раза ниже – 49,4 млрд долл., или 8,5% в общем товарообороте. Товарооборот с США до ввода новых ограничений составлял лишь 23,6 млрд долл., или всего 4%.
Мы стали больше покупать китайской продукции с высокой добавленной стоимостью, то есть Россия способствует развитию китайской промышленности и экономики, однако российский
экспорт в КНР остается почти
исключительно сырьевым. Поставки минеральных продуктов (нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных масел) - 67,7%, или $26,2 млрд из суммарных $38.7 млрд экспорта. Вторым по значимости экспортируемым ресурсом остается лес и пиломатериалы с долей 8,2% (3,1 млрд).
По большому счету, объем товарооборота с Китаем пока растет не за счет увеличения поставок товаров из разных категорий, а
за счет того, что цены на энергоресурсы увеличились на 15-20%.
В импорте из Китая превалируют
машины, оборудование и техника с долей 52% и стоимостью $23,9 млрд. Кстати сказать, США и страны ЕС в основном экспортируют в Китай те же машины, технику и оборудования на суммы,
в разы превышающие объемы российского экспорта нефти и газа, при этом создают новые рабочие места, развивают собственную промышленность. Что мешает нам инвестировать сверхдоходы от экспорта нефти, которые используются для латания бюджетных дыр, в реальный сектор экономики? Вопрос риторический.
А пока, в товарообороте между Китаем и Россией, сальдо по-прежнему находится на стороне Китая, то есть он, при сохранении высокого уровня потребления российских энергоресурсов, остается в двухсторонних торговых отношениях нетто-экспортером, что говорит о том, что
главным бенефициаром в торговле между нашими странами остается именно КНР.
@proimport