Size: a a a

No Flame No Game

2017 February 17
No Flame No Game
Ну, собственно, да, заметка не про прямое взаимодействие пользователя с продуктом, а про достижение нужного уровня эмпатии. Сегодня как раз в подкасте This is product management слушала интервью с кофаундером Greenhouse - он сначала работал над сервисом для беременных женщин, а затем основал стартап для рекрутеров. Понятно, что ни во втором, ни особенно в первом непосредственного опыта у него не было.

И мне понравилась мысль о том, что именно это и помогло ему добиться успеха. До этого многие рекрутеры сами пытались сделать подобный продукт, но их сбивал с толку собственный опыт. Они считали, что уже достаточно знают о пользователях (так как сами работали в индустрии) и больше ни с кем не общались. Джон же не знал ничего - и поэтому ему пришлось поговорить со множеством профессионалов, прежде чем приступать к разработке. В итоге ему удалось посмотреть на проблемы с разных сторон и найти оптимальное решение.
источник
No Flame No Game
Да, и напомню, что сегодня последний шанс побороться за крутейшую книжку! Сегодня в 9 по Берлину объявлю победителя :)
источник
No Flame No Game
Давно уже хочу подарить кому-нибудь классному одну из лучших книжек, которую читала в последнее время на тему продакт менеджмента, Cracking the PM interview. Будет полезна даже тем, кто не собеседуется в данный момент; помогает оценить, каких навыков не хватает, и что надо подкачать. Автор работала в Google, Apple и Microsoft и явно знает, о чем говорит ;) книжка на английском языке.

https://www.amazon.com/Cracking-PM-Interview-Product-Technology/dp/0984782818

Как получить:

1) Написать, почему вы подписаны на этот канал, в любой из своих соцсеточек (с ссылкой на канал)
2) Поделиться ссылкой на отзыв здесь https://goo.gl/forms/2lEBM96UWcl6PPMk1
3) Подождать неделю - в следующую пятницу один рандомный счастливчик получит приз!
Все остальные получат от меня небольшой сюрприз ;)
источник
No Flame No Game
Раз пятничка, давайте поделюсь с вами моими любимыми менеджерскими стикерами:
источник
No Flame No Game
источник
No Flame No Game
На следующей неделе хочу с вами пообщаться про roadmap и потому ловите такую вот #задачкувыходногодня -

вы пришли на работу в стартап. Стартапу уже год, он быстро растет, в команде 20 человек. Вы первый продакт, который ступил на эту непаханную территорию. Фаундер просит составить вас roadmap и презентовать команде. С чего вы начнете? На какой срок сделаете? Какие инструменты будете использовать?

Решения можно обсуждать в этом чате https://t.me/joinchat/AAAAAEHjvA0Dw0g6W4Irog - попробуем новый формат, потому что с личными сообщениями я уже, к сожалению, не справляюсь. В ответе, который выйдет во вторник, прокомментирую основные плюсы и недочеты, ну и, конечно, поделюсь своими мыслями на этот счет ;)
источник
No Flame No Game
(судя по всему, решение очень простое)
источник
No Flame No Game
источник
2017 February 20
No Flame No Game
Всем доброе утро!

Выходные прошли продуктивно, и я готова поделиться двумя хорошими новостями:

1) Теперь все предыдущие заметки из этого канала можно прочитать на Medium - пока, к сожалению, без картинок, но уже лучше, чем ничего :)

https://medium.com/@buldakova

2) Иииии ловите обещанное видео про составление резюме. Моя первая попытка :) буду благодарна за комментарии  и репосты, если вам понравится, решаю сейчас, стоит ли делать что-то еще в таком формате.

По ссылке - рассказ про тонкости составления резюме и cover letter для начинающих/успешных специалистов, а также для тех, кто перешел в продакт-менеджмент из другой профессииональной области, обзор Linkedin Premium, а также разбор нескольких резюме, которые присылали подписчики. Приятного просмотра!

https://www.youtube.com/watch?v=DO7FHOqwx3k
источник
No Flame No Game
Спасибо всем, кто пишет комментарии по видео, очень полезно! Обязательно учту в будущем ;)

И, так как сегодня понедельник, делюсь образовательным ресурсом:

https://www.productanalyticsplaybook.com/

отличная книжка от Amplitude про то, как правильно смотреть на пользовательские метрики. Толковое объяснение, много графиков и примеров, есть, конечно, и "попробуйте сделать это в Amplitude", но в совершенно небольшом количестве (ну и, по сути, примерно так же это работает и во многих других системах для аналитики).
источник
2017 February 21
No Flame No Game
Ну что ж, давайте обсудим #задачкувыходногодня https://t.me/proproduct/215. В чатике случилась довольно оживленная дискуссия, спасибо всем активным участникам!

Давайте для начала разберемся, что такое roadmap и чем он отличается от "видения".

Product vision - это манифест: какую ценность и кому конкретно мы собираемся нести. Он должен работать как для текущего момента, так и для будущего, через 5 или через 10 лет. Вот хороший пример видения: Airbnb is a trusted community marketplace for people to list, discover, and book unique accommodations around the world — online or from a mobile phone or tablet.

https://www.airbnb.com/about/about-us  

То есть, условно говоря, если вдруг продакт в Airbnb скажет - а давайте помимо квартир еще размещать объявления о сдаче машин? - его отправят перечитывать вижн. Видение - это про бизнес-модель и конкурентные преимущества. Если компания вдруг меняет направление и заявляет об изменении видения, это чаще всего говорит о несостоятельности какой-то из частей уравнения: либо ценность не ценна, либо аудитория не та. Но иногда случается и так, что компания перерастает свое видение, как, например, случилось с Фейсбуком.
Подробнее про видение почитать можно тут:

https://www.joelonsoftware.com/2002/05/09/product-vision/

Роадмап - это набор конкретных шагов, которые мы собираемся предпринять в указанный отрезок времени, чтобы претворить в жизнь наше видение. И вот здесь как раз обычно возникает много вопросов:

- на какой срок писать роадмап?
- чем пользоваться, достаточно ли гугл дока или нужно что-то более специфическое?
- нужно ли указывать таймфреймы?
- нужно ли считать ROI для каждой фичи в плане?

На часть из этих вопросов уже ответили в чате; скажу лишь, что это все оооочень индивидуально и зависит от размера компании и стадии продукта, над которым вы работаете. Вот несколько полезных ссылок, которые могут пригодиться в ответах на эти вопросы:

https://blog.intercom.com/666-product-roadmap/

https://blog.intercom.com/mind-the-product-janna-bastow/

https://medium.com/flowcap/roadmaps-for-b2b-companies-fc38dd1c7ea0#.2pdm3l1uq

https://www.producttalk.org/2014/04/drop-feature-based-product-roadmaps/

Я же попытаюсь ответить на вопрос, исходя из условий задачи. Во-первых, у нас уже есть работающий продукт - это значит, что работа над какими-то проектами в процессе, наверняка что-то запланировано. Огромное количество вашего времени займет поговорить со всеми стейкхолдерами (фаундером в том числе), чтобы понять, что вообще происходит; расковырять метрики и пообщаться с юзерами, чтобы понять, что происходит в продукте; провести swot-анализ и бенчмаркинг конкурентов, чтобы понять, что происходит на рынке.

Во-вторых, неплохо бы разобраться, какие цели преследует фаундер. Одно дело - держать в курсе команду, другое - инвесторов; третье - в целом, иметь вектор движения. Все это три разных представления карты.

Ну и, наконец, сроки. Лично мое мнение - чем больше и успешнее продукт, тем более детализированна должна быть карта. То есть, если вас трое, и вы только начали фигачить, вам нужен какой-то базовый набор фич для MVP и видение - и погнали. Если вас 20 человек и уже что-то работает, вполне можно составлять карту на 3 месяца - на более долгий срок просто не имеет смысла: у вас может закончиться финансирование, вам придется делать резкий разворот и тд. Ну и если вас 1000+ сотрудников, бизнес-модель обкатана и успешна, вполне можно планировать на 6 месяцев вперед. Я, честно говоря, против очень больших дорожных карт: IT - супердинамичная сфера, постоянно появляется что-то новое, из-за чего приходится менять планы. Это не значит, что вы плохой продакт, это значит, что компания не стоит на месте и быстро адаптируется к новым условиям. Поэтому я лично пишу план с привязкой со срокам и оценкой ROI на 3 месяца, на 6 месяцев делаю примерную оценку по проектам, которые мы хотели бы успеть, на год просто составляю список целей и список идей, которые у нас есть.
источник
No Flame No Game
Ну и в завершение тулзы, которые можно использовать: Excel, ProdPad, ProductPlan, featuremap.co. Я использую Aha.io, это JIRA для роадмапов: громоздкая, но мощная, с кучей функций и настройкой под себя.
источник
2017 February 22
No Flame No Game
Сегодняшний выпуск полезных ссылок собран силами читателей, с удовольствием делюсь:

What I Learned From Analyzing 12 Million Customer Reviews

https://www.nickkolenda.com/customer-reviews/

Нужны ли украинские менеджеры в Австралии и Штатах? - пост от крутейшей Ани Мининковой, которая в свое время преподавала на моем курсе в ШМЯ -

https://dou.ua/lenta/articles/p-is-product/

Особенно хочу обратить ваше внимание на вот этот абзац:

"Курс от Университета Торонто по основам философии, психологии и бихевиористики. Этот курс невероятно полезен и в свое время в разы улучшил мое понимание правильного поведения в сложных рабочих и личных ситуациях.

Курс от Университета Брисбена по science of everyday thinking или логическому мышлению. Вот этот курс фантастически хорош и поможет научиться принимать более рациональные решения.

Все эти особенности и рекомендации также валидны для технических специалистов, которых компания перевозит в европейские/заграничные офисы и когда люди переходят из инженерной роли в роль технического менеджера, уже работая в зарубежной компании".

И еще Аня делится суперклассным список литературы для продактов - подпишусь под каждым пунктом:

https://habrahabr.ru/post/210372/
источник
No Flame No Game
Напоминаю, что все предыдущие полезности доступны по ссылке:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ZXGLIznQU0H_RtwnOOE8Po_RInZRHYTs_XM_trus5Vc/edit?usp=sharing
источник
2017 February 23
No Flame No Game
Уже давно хочу поговорить с вами на одну очень важную тему, про которую, увы, часто забывают в России.

Культура общения.

Я не так много собеседований проходила в России, но нигде не было этапа про навыки коммуникации, командной работы, решения конфликтных ситуаций. Между тем, в большинстве европейских и американских IT-компаний эта часть считается такой же важной, как и проверка основных навыков. Она называется Behavioral interview или Soft skills check и есть в собеседовании на любую позицию: будь вы разработчик, аналитик или менеджер. И даже если вы блестяще справились с техническими или бизнесовыми вопросами, при отсутствии этих навыков дальше вы не пройдете.

Зачем компания это проверяет?

Затем, что хороший кандидат должен уметь работать в команде, выступать в роли наставника, сохранять самообладание в случае факапа или конфликта. Компании пропагандируют уважение сотрудников друг к другу, терпение и толерантность.
И, честно, я всеми руками это поддерживаю.

Что бы ни случилось, ты не имеешь права на кого-то орать или ругаться матом.

Что бы ни сказал/сделал ваш коллега, ты не имеешь права его оскорблять или использовать слова с негативной окраской.

Ты не имеешь права опаздывать на встречу и всех задерживать; начинать письмо без приветствия и просить о чем-то без "пожалуйста/спасибо"; из-за плохого настроения ворчать и наезжать на коллег. Это такие вроде как мелочи, но они действительно очень влияют на атмосферу в коллективе.

Как это проверяют

Обычно это отдельная секция, где вас спрашивают вопросы вроде: Какой ценный фидбэк вы получали от коллег? Случался ли у вас конфликт с коллегой и как вы его разрешили? Приходилось ли вам проявлять лидерские качества и в какой ситуации?
Но ваши soft skills оценивают и во время других этапов: интервьюеры обращают внимание не только на то, как вы справляетесь с задачами, но и как вы общаетесь и ведете себя. Поэтому даже если вы хорошенько подготовитесь к behavioral interview, но вообще по жизни не гнушаетесь отпустить едкий комментарий по любому поводу, будьте готовы к провалу ;)

Как это прокачивать

Только на практике :) можно почитать статьи на тему, можно посмотреть вот этот курс:

https://www.youtube.com/playlist?list=PL22J3VaeABQAOhH1CLMNnMl2R-O1abW1T

Но самое простое (и в то же время самое сложное)) - начать проявлять уважение к своим коллегам. Вот парочка элементарных советов из моей практики:

1) Хвалите при всех, проблемы решайте наедине. И даже наедине разговаривайте так, как хотели бы, чтобы ваш коллега/начальник разговаривал с вами про ваши ошибки.
2) Не забывайте про "слова вежливости": как ни странно, почему-то многие не используют "спасибо" и "пожалуйста" - воспринимают работу коллег как должное? Не надо так ;) еще лучше - научиться делать профессиональные комплименты и отмечать несколькими словами хорошую работу.
3) Если собираете встречу, все участники должны знать, зачем они туда идут и чего в итоге хотят добиться. И! Никогда не опаздывайте на встречи. Тем более, на свои.
4) Собирать встречу на >1 часа некультурно. Ну или у вас должна быть действительно веская причина, почему вы должны занять столько времени у других людей.
5) Когда случается факап, паника/гнев/ярость точно не помогут вам быстрее найти выход. Лучше соберитесь со всеми вовлеченными людьми и составьте чеклист, что надо сделать и в какие сроки.  

Я очень поверхностно, конечно, затронула эту тему: тому, как правильно спорить, проводить встречи, хвалить/ругать и тд, посвящены целые книжки и курсы. Но, надеюсь, этот пост заставит вас немного задуматься о культуре общения в вашей компании и, возможно, что-то изменить ;)
источник
2017 February 24
No Flame No Game
Совершенно случайно откопала охренический образовательный ресурс для продактов, с маст-ридами по куче дисциплин - не могу дождаться понедельника, чтобы с вами поделиться :)

Чтобы ожидание было менее томительным, ловите #задачкувыходногодня, она сегодня довольно веселая:

представьте, что ваша бабушка очень живо интересуется вашей работой. Объясните ей, что такое фронтэнд и бэкенд (второй вариант - андроид/ios).

Отвечать и обсуждать ответы можно в нашем чатике https://t.me/joinchat/AAAAAEHjvA0Dw0g6W4Irog
источник
2017 February 27
No Flame No Game
Еееей, понедельник! На вашу свежую после выходных голову обрушиваю просто огромнейший ресурс ценных знаний - программу про курсу Product Management в Гарварде.

https://sites.google.com/site/hbspm101/home/2015-16-sessions

Во-первых, там есть рекомендованный список литературы:

http://platformsandnetworks.blogspot.de/p/resources-product-management.html

Во-вторых, по каждой дисциплине есть еще отдельные рекомендации по книжкам + учебные задания - вот, например, по UX design:

https://sites.google.com/site/hbspm101/home/2015-16-sessions/4-ux-design

В-третьих, можно найти всякие полезные темплейты - вот, например, по customer research

https://docs.google.com/presentation/d/12DsGWSfKP8qONeoLtmmI4EgMvdr8ws2TVvLApd9RMqE/edit#slide=id.gc7e177808_0_5

или go-to market plan

https://docs.google.com/presentation/d/1idjXAJDUn8EOMnzE5B0ZtR3BcQAdN3YteFGBoPkUUEI/edit#slide=id.p

А вот заметки по работе с программистами:

https://drive.google.com/file/d/0B0HTCMtfZRIFMDZtekpUVUFXRWc/view

Слева есть ссылки на программы предыдущих лет, там тоже дофига полезного чтива + студенческие проекты по разработке продуктового предложения - очень интересно почитать!

В общем, мучайтесь теперь, как и я, когда же все это успеть прочитать ;)
источник
No Flame No Game
Ну и, к слову, про образование - порекомендую вам замечательный канал, где регулярно публикуются ссылки на лучшие TED talks про ИИ, социальную психологию, технологии, предпринимательство. Очень люблю слушать и смотреть их по пути на работу: вдохновляет, а порой и заставляет по-новому посмотреть на проблему, которую пытаешься решить :)

https://telegram.me/tedtelegram
источник
2017 February 28
No Flame No Game
Привет всем новоприбывшим! Я Аня Булдакова, живу в Берлине, работаю продакт-лидом в стартапе. Мне можно задать вопрос, на который я отвечу на канале, или написать комментарий вот здесь @Anna_Boo

На канале
по понедельникам - я рассказываю про полезные книги / курсы / ресурсы для продактов;
по вторникам - разбираю #задачкувыходногодня;
по средам - публикую полезные ссылки / каналы + ответы на #вопросотчитателя;
по четвергам - рассказываю про собственный опыт работы в Германии и в разных компаниях;
по пятницам - предлагаю вам для решения #задачкувыходногодня.

Все длинные заметки, которые выходили на канале, можно найти на Medium - https://medium.com/@buldakova

А все полезные ресурсы - в этой табличке goo.gl/jD8u9T

Welcome!
источник
No Flame No Game
Раз уж мы заговорили про #задачкувыходногодня. В прошлый раз она была довольно забавная -  https://t.me/proproduct/226, правильного ответа тут, конечно, нет, но в чатике нашли очень классные аналогии - вот, например, про фронтэнд/бэкенд:

"Фронт - это выдача заказов в кафе: официант, либо касса на фудкорте. Бекэнд - это кухня, приготовление пищи, закупка".

"Я бы объяснил бабушке, что когда она месит тесто и добавляет в него изюм, чтобы испечь паску, это бекенд.  Когда она выпекает ее, украшает и готовит к подаче на стол - фронт".

Вот отлично про API:

"Справочная служба: бабушка получила инструкцию и справочник. В инструкции написано, что, позвонив по телефону водоконала, она может узнать свой номер счета, может узнать свой долг. Но не может узнать информацию по состоянию электрического счета. Для этого нужно звонить на другой номер и задавать другие вопросы".

Про то, как устроен Убер, мне так никто и не рассказал, а так хотелось 😄

Зачем вообще все это надо?
Первая причина довольно очевидная - продакту надо понимать, как работают какие-то базовые вещи, типа API, HTTP, браузер, сервер и тд. Попытаться перенести эти понятия на какие-то более знакомые и "обычные" явления, типа ресторана или выпечки, - отличный способ обучения, причем не только в CS ;) когда вы проводите правильную аналогию, не только показываете понимание предмета, но и закрепляете его у себя в памяти.

Вторая причина - зависит от компании, но мне, например, часто приходилось выступать посредником между tech и non-tech командами. На данный момент, у меня есть 2 метода для объяснения, которые работают лучше всего, - это нарисовать схему или провести аналогию.

Третья причина - как раз почему я спрашивала про Убер (нееет, не только из-за того, что такие вопросы часто бывают на собеседованиях ;). На мой вкус, это одно из лучших упражнений для продактов - посмотреть на другой продукт и попытаться разложить его на компоненты.  Примерно то же самое, когда начинающим дизайнерам советуют срисовывать интерфейсы классных сайтов или приложенек :) очень полезно разбираться - как оно работает? почему оно работает именно так? почему оно не работает по-другому? И интересно анализировать с точки зрения не только технической, но и пользовательской: как они привлекали первых пользователей? почему пользователи остаются? почему активное коммьюнити? и тд
В этом контексте аналогии полезны с точки зрения "посмотреть на проблему под другим углом". Условно говоря, если я Убер и хочу понять, как мне работать с водителями, я могу провести аналогию с рынком/базаром и посмотреть, как сама площадка взаимодействует с продавцами. Этот способ, конечно, не дает четкого ответа, зато задает направление мысли.
источник