Size: a a a

No Flame No Game

2017 February 08
No Flame No Game
Итак, давайте поговорим про зарплаты продактов. Это, наверное, один из самых популярных вопросов в опроснике, который вы заполняли :)

В чем сложность?

Зарплата - это денежное выражение ценности сотрудника для компании. Ценность == достижение каких-то результатов. Проблема в том, что сам по себе продакт ничего достичь не может. Разработчик может показать код. Дизайнер - макеты. И если проект полетел, примерно понятно, какую роль сыграл каждый из них. Полетел бы он так же классно без участия продакта - вот это уже более сложный вопрос. Опять же, завязываться только на лончи - гиблое дело, особенно в инновационных компаниях: сотрудники не должны бояться ошибаться. В общем, работодателям приходится основательно поломать голову, чтобы назначить продактам достойную компенсацию.

Как было в тех компаниях, где я работала

У продакта есть фикс + премия (ежеквартальная/ежегодная) по результатам работы. Фикс-часть для неплохого продакта в Москве соответствует зарплате среднего разработчика. Но вообще по сравнению с Германией в России очень сильные вариации в зависимости от компании и от роли, я знаю случаи, когда продакты получали и по 45к, и по 400к (это уже, конечно, топы).

В Берлине пока что мало где есть понимание, кто такой продакт, многие стартапы берут людей без опыта, но с желанием учиться, на минимальную зарплату. Вариации между разными компаниями незначительны. Джуниор здесь может рассчитывать на 45-50к евро в год, миддл – на 50-60, сеньор - 60-65 (все это до налогов, конечно; а они составляют 30-40% от зарплаты). В среднем, это меньше, чем получают разработчики.

Теперь самое интересное - премии. Еще раз подчеркну, что говорю исключительно про свой опыт. Основа распределения премий -  процесс ревью: непосредственный начальник запрашивает отзывы у коллег своего подчиненного, смотрит на прогресс по OKR, в целом оценивает продуктивность и в итоге выставляет оценку по определенной шкале. Каждая оценка соответствует определенному проценту от зарплаты, который ты можешь получить в качестве премии: условно говоря, оценка A дает тебе премию в размере 50% от зарплаты, а оценка B - 30%. Все оценки должны быть обоснованны перед начальником начальника :)

Удобная штука, чтобы присмотреться к зарплатам, https://www.glassdoor.co.uk/Salaries/index.htm Судя по рассказам знакомых из разных стран, цифры здесь очень похожи на правду :)
источник
No Flame No Game
Отличное эссе от Ben Horowitz "Good Product Managers, Bad Product Managers"

https://a16z.files.wordpress.com/2014/08/good-product-manager.pdf
источник
No Flame No Game
В продолжение темы подсказывают "Good Group Product Manager /Dead Group Product Manager" от того же автора про руководителя PM-ов  - http://www.khoslaventures.com/wp-content/uploads/Good-Group-Product-Manager.pdf
источник
2017 February 09
No Flame No Game
"If you feel comfortable, then, probably, you are moving towards mediocrity" - "Если вам комфортно, вероятно, что вы скатываетесь в посредственность" (Brian Donohue, Intercom)
источник
No Flame No Game
А поделитесь со мной, пожалуйста: какая частота публикаций вам наиболее приятна?
anonymous poll

1 раз в день – 390
👍👍👍👍👍👍👍 55%

2-3 раза в неделю – 238
👍👍👍👍 33%

2-3 раза в день – 59
👍 8%

Не чаще раза в неделю – 26
▫️ 4%

👥 713 people voted so far.
источник
2017 February 10
No Flame No Game
Всем привет! Спасибо тем, кто вчера проголосовал, больше спамить вас не буду :) исходя из ваших ответов, сложился примерно следующий план на неделю:

по понедельникам будем говорить про полезные книги / курсы / ресурсы для продактов;
по вторникам - разбирать #задачкувыходногодня;
по средам - делиться полезными ссылками / каналами + отвечать на #вопросотчитателя;
по четвергам - буду рассказывать про собственный опыт работы в Германии и в разных компаниях;
по пятницам - предлагать вам для решения #задачкувыходногодня.

Как вам такой вариант? Или чего-то не хватает? Пишите @Anna_Boo ;)

Ну и, раз сегодня пятница, ловите очередную задачку. На следующей неделе будем говорить про компетенции продакта. Чтобы подготовиться к этой теме, давайте на минутку представим, что вас в команде всего два человека: full-stack разработчик и вы. Вам нужно с нуля сделать и запустить фичу. Какие обязанности вы возьмете на себя?
источник
No Flame No Game
Давно уже хочу подарить кому-нибудь классному одну из лучших книжек, которую читала в последнее время на тему продакт менеджмента, Cracking the PM interview. Будет полезна даже тем, кто не собеседуется в данный момент; помогает оценить, каких навыков не хватает, и что надо подкачать. Автор работала в Google, Apple и Microsoft и явно знает, о чем говорит ;) книжка на английском языке.

https://www.amazon.com/Cracking-PM-Interview-Product-Technology/dp/0984782818

Как получить:

1) Написать, почему вы подписаны на этот канал, в любой из своих соцсеточек (с ссылкой на канал)
2) Поделиться ссылкой на отзыв здесь https://goo.gl/forms/2lEBM96UWcl6PPMk1
3) Подождать неделю - в следующую пятницу один рандомный счастливчик получит приз!
Все остальные получат от меня небольшой сюрприз ;)
источник
2017 February 12
No Flame No Game
Друзья, так как нас становится все больше, а просматривать предыдущие материалы в Telegram не особо удобно, я решила свести все полезные книги/курсы/каналы/рассылки, о которых тут рассказывала, в одной табличке:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ZXGLIznQU0H_RtwnOOE8Po_RInZRHYTs_XM_trus5Vc/edit?usp=sharing

Пользуйтесь! Также если вы хотите поделиться какими-то полезными ресурсами, пишите мне в личку, буду добавлять :)
источник
2017 February 13
No Flame No Game
=== Партнерский материал===
Один из самых частых вопросов, который мне задают, - где учиться на продакта.  Я всех отправляла на Coursera, смотреть специализацию Software Product Management,  а потом работать в полях:  по-моему, практика - самый лучший учитель.  Но недавно я познакомилась с ребятами из “Нетологии”, которые рассказали мне про свою программу “Руководитель digital-продукта”.  (http://netolo.gy/c0k)

Честно говоря, поначалу я отреагировала довольно настороженно: многие курсы в рунете ни про какой не про продакт-менеджмент, а про выкачивание денег за прописные истины. Но потом несколько моих знакомых, которых я профессионально очень уважаю, рассказали, что будут вести там некоторые дисциплины. Так что я присмотрелась и, должна сказать, впечатлилась. Программа охватывает все основные темы, которые должны быть знакомы и понятны хорошему продакту; аналитика,  UX-дизайн, управление командой, маркетинг; не очень поняла, почему про мобильные рассказывают в отрыве от всего прочего, но в целом выглядит очень толково. И преподаватели! Не знаю, как, но ребята собрали крутейших экспертов на российском рынке. Так что самое ценное, на мой взгляд, это возможность после занятия ухватиться за лектора из Яндекса, Вконтакте или Мейла и позадавать вопросы. В общем, если вы готовы и хотите инвестировать в свое образование в России, кажется, это хороший вариант ;)
источник
No Flame No Game
100+ бесплатных книжек про Data Science, Big Data, Data Mining, Machine Learning, Python, R, SQL, NoSQL

http://www.learndatasci.com/free-data-science-books/

и вдобавок - подборка лучших ресурсов по Machine Learning для продактов от Кена Нортона:

https://www.kennorton.com/newsletter/2016-07-27-bringing-the-donuts.html

Enjoy!
источник
No Flame No Game
источник
2017 February 14
No Flame No Game
Давно уже хочу подарить кому-нибудь классному одну из лучших книжек, которую читала в последнее время на тему продакт менеджмента, Cracking the PM interview. Будет полезна даже тем, кто не собеседуется в данный момент; помогает оценить, каких навыков не хватает, и что надо подкачать. Автор работала в Google, Apple и Microsoft и явно знает, о чем говорит ;) книжка на английском языке.

https://www.amazon.com/Cracking-PM-Interview-Product-Technology/dp/0984782818

Как получить:

1) Написать, почему вы подписаны на этот канал, в любой из своих соцсеточек (с ссылкой на канал)
2) Поделиться ссылкой на отзыв здесь https://goo.gl/forms/2lEBM96UWcl6PPMk1
3) Подождать неделю - в следующую пятницу один рандомный счастливчик получит приз!
Все остальные получат от меня небольшой сюрприз ;)
источник
No Flame No Game
Давайте разберем прошлую #задачкувыходногодня: представьте, что вас в команде всего два человека - full-stack разработчик и вы. Вам нужно с нуля сделать и запустить фичу. Какие обязанности вы возьмете на себя?

Откуда вообще возник этот вопрос: так получилось, что в последнее время я много общаюсь с людьми, которые хотят стать продактами. И почему-то, как ни странно, большинство из них считает, что продакт ничего не должен уметь делать руками. Вполне допускаю ситуацию, что в какой-то крупной компании продакт может заниматься исключительно планированием.  Но по сути это неправильно – и наша задачка помогает это увидеть.

В чем вообще глобальная цель продакта? Взять идею и довести ее до продакшна. Когда у вас большая команда, с разработчиками, тестировщиками, дизайнерами, UX-исследователем, аналитиком, и продукт уже запущен, вы вполне можете себе позволить работать над глобальными вещами: продумывать стратегию, анализировать рынок, оптимизировать процессы. Когда вас только двое,  и вы на стадии прелонча, на все это просто нет времени. Нужно затыкать дыры: рисовать экраны, писать код, тестировать до посинения, копаться в циферках и разбираться, что пошло не так. В условиях дефицита ресурсов продакт берется за те задачи, до которых ни у кого не дошли руки.

Команда, конечно, со временем растет, продакту реже приходится засучивать рукава, и все же чем больше у вас компетенций, тем лучше. Как минимум, вы сможете общаться с коллегами на профессиональном языке, вам легче будет достигнуть договоренностей и принять решение в случае трейд оффа. Как максимум - когда дизайнер слег с температурой, а у вас из-за этого летят к чертям все сроки, вы сможете сами сесть и выполнить какую-то часть работы.  Именно поэтому многие компании требуют наличие опыта в разработке или дизайне. Если у вас его нет, и вы не собираетесь и не хотите его получать, задумайтесь, правильный ли путь вы выбрали ;)
источник
2017 February 15
No Flame No Game
Доброе утро, котики! Принесла вам клевые ссылочки 😃

Сайт для подготовки к продуктовым собеседованиям - еще один повод пройтись по вопросам из книжек Cracking the PM interview и Decode & Conquer -

http://thepminterview.com/

Интересный подход к написанию roadmap от Intercom - собираемся попробовать в ближайшее время -

https://blog.intercom.com/666-product-roadmap/

Толковый гид от Aha, что надо сделать в первый месяц своей работы на новом месте -

http://blog.aha.io/new-product-manager-job-30-days/

Yet another try - попытка переосмыслить роадмапы и приоритизацию от продакта Firefox -

https://medium.com/startup-grind/product-management-2-0-a-growth-story-49bc486b62d9#.6mymk85zo

Напомню, что все полезные ссылки лежат тут:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ZXGLIznQU0H_RtwnOOE8Po_RInZRHYTs_XM_trus5Vc/edit?usp=sharing
источник
No Flame No Game
#вопросотчитателя Как к русским относятся в Германии?

Отмечу сразу: мы живем в Берлине, многонациональнее его, кажется, только Нью-Йорк. Русское коммьюнити здесь само по себе очень сильное, не говоря уже о немцах, которые в школе учили русский язык и даже могут поддержать диалог. На улицах не так часто слышишь чисто немецкую речь - это постоянный микс английского, французского, турецкого, итальянского, арабского, того же русского. Не знаю, как было раньше, но в то время, что я здесь живу, не слышала о случаях, когда кто-то кого-то притеснял по признаку национальности.

Впрочем, то же самое могу сказать и про другие страны: мы с мужем довольно много путешествуем, и ни разу не встречали какого-то предвзятого отношения. Наоборот, все живо интересуются, что классного можно посмотреть в Москве, ахают, что Волга такая широкая, а температура зимой - такая низкая. Возможно, нам везло. Возможно, просто мы сами спокойно к этому относимся: не ходим в футболках с российским флагом, порой не прочь поржать над нашими культурными особенностями и с голливудско-русским акцентом сказать "Stop it, or I will call my rrrrrussian friends". В моей команде так же: есть ребята из Египта, Ливана, США, Палестины, Индии - никто не отказывается от своей национальной принадлежности, но и не выпячивает ее. Потому что только так это и работает, только так мы и можем сделать что-то классное. И, по моим ощущениям, это понимание уже в ДНК культуры Берлина ;)

Пишите свои вопросы сюда @Anna_Boo, по средам отвечаю на самые интересные.
источник
No Flame No Game
Можно можно можно я вам порекомендую крутую вещь?

Давно уже мечтала о чем-то подобном - и вот! Отлично подходит, чтобы собирать материал для исследования или диплома, организовывать свой план на день (я, например, добавляю ссылки на статьи и видео, которые хочу сегодня почитать/посмотреть), готовиться к презентации или интервью. Этакий креативный Evernote с хорошей визуализацией :) (ссылка реферальная, можете просто перейти по app.milanote.com)

https://app.milanote.com/refer/rczG1DY7alroLaQ6UU
источник
No Flame No Game
источник
2017 February 17
No Flame No Game
Поговорим сегодня про исследования пользовательского фидбэка: зачем это вообще нужно и в каких количествах.

Мне кажется, это любопытный феномен: кого ни спроси, чем должен заниматься продакт, первым делом скажут  - анализировать пользовательское поведение, копаться в логах и метриках. Единицы вспомнят про то, что с пользователем надо уметь встречаться лицом к лицу и -ловить тухлые помидоры-  разговаривать.  

А ведь Customer Development - один из основополагающих принципов парадигмы Lean Startup. Вот здесь Стив Бланк подробно об этом пишет:

http://www.slideshare.net/venturehacks/customer-development-methodology-presentation/

Если вам лень читать, смысл в том, что “мы не репрезентативны” - наши пользователи где-то за пределами офиса. Чтобы понять, что они хотят, надо идти напрямую к ним, а не строить продукт, исходя исключительно из голых цифр. Это классно, потому что вы начинаете видеть историю целиком, а не ее отрывки. Это неприятно, потому что некомфортно - надо выделять время (пока еще найдешь этого пользователя!), слушать порой не самые лестные отзывы, ну и вообще проще сидеть в своем уютном креслице за теплым ламповым монитором.  
Но без этого никак. Пользователи, конечно, сами не знают, чего хотят, да и часто из добрых побуждений соглашаются делать самые абсурдные для себя вещи - но если научиться выстраивать исследование правильно, оно станет для вас кладезем инсайтов. В конце концов,  для этих бедолаг вы и пилите продукт, разделите с ними боль ;)

На тему “как правильно проводить интервью” советуют вот эту книжку

http://momtestbook.com/

Честно скажу, я читала краткое содержание, мне хватило - чему-то похожему нас учили на журналистике ;)  если же у вас не очень много опыта в интервью, особенно с незнакомыми людьми, которых надо разговорить, почитайте, должно быть полезно.

Кейс из моей практики (обратите внимание, что это b2b2c, у нас своя специфика :). Когда я пришла в текущую компанию, там ничего подобного не было - поэтому с нуля мы построили примерно следующую систему:

- раз в год - общение с нашими прямыми покупателями: мы приглашаем в офис несколько наших самых крупных / активных / значимых general managers, которые, собственно, принимают все ключевые решения в отеле. Называем это Customer Advisory Board ;)
- раз в полгода - полевое наблюдение за нашими прямыми пользователями: я, например, ездила в отель с нашими саппортами, которые устанавливали в номерах планшеты, и параллельно общалась с персоналом
- раз в три месяца - общение с непрямыми пользователями: после того, как мы сформировали план на следующие три месяца и завершили предыдущий цикл, находим 5-8 постояльцев отелей, которые готовы в течение часа поговорить о нашем продукте и о готовых/запланированных фичах. Стараюсь, чтобы это было личное общение: либо я еду на встречу, либо гость приезжает к нам в офис
- раз в месяц - сажусь на место аккаунт-менеджера и работаю с обращениями пользователей: отвечаю на звонки, разбираю письма. Конечно, непрямое общение, но тоже очень полезно.

Кто-то скажет, что это слишком много или, наоборот, слишком мало - каждому свое. У нас довольно специфическая аудитория, то есть, просто выйти на улицу и поймать первого встречного не сработает. Опять же,  постоянная атмосфера -факапа- стартапа не позволяет сосредоточиться исключительно на общении с пользователями. В то же время тот формат, который мы для себя нашли, не дает сбиться с курса и “потерять связь”. У меня есть время задокументировать и осмыслить все идеи, которые озвучиваются во время разговоров, и сматчить их с нашим роадмапом.
В общем, если вы еще ни разу не общались со своим пользователем, самое время попробовать!
источник
No Flame No Game
В продолжение темы про касдев: я сама не читала, но в личке посоветовали, присмотритесь -

https://www.amazon.com/Lean-Customer-Development-Building-Customers/dp/1449356354
источник
No Flame No Game
Процитирую еще здесь комментарий от Ани Заболотной, UX-архитектора News Corp Australia и автора одного из самых вдохновляющих каналов про технологии https://t.me/geekchickru:

"Книга, о которой Вы пишете, скорее о том, как узнавать о пользователей общее мнение о продукте и идее бизнеса. Классический UX выглядит чуть иначе, его основы на пальцах объясняет Стив Круг в книге Rocket Surgery Made Easy:

http://amzn.to/2lpeAmX

Он рассказывает, как построить тест, в котором пользователь выполняет разные задачи в интерфейсе. Интервью там практически нет, и техники сильно отличаются от «разговорных» — в самых хороших тестах его организатор почти не говорит, только угукает и поддерживающе кивает".
источник