Size: a a a

2020 April 06
Quantum Quintum
Про особенность момента. В Gen — небольшой исторический экскурс в пандемию чумы в 1346-1353 годах и ее последствиях. (Ну и рекомендую освежить знания по вики и другим источникам.) Плюс еще одна попытка предсказать последствия covid-19.

Краткий список общественных и экономических последствий чумы:
— повышение уровня жизни выживших крестьян, въехавших в опустевшие городские дома;
— смена отношений между рабочими и богатеями в условиях нехватки людей (меньше рабочих часов, больше оплата);
— поиск путей повышения эффективности труда и первые предпосылки к промышленной революции;
— массовая ненависть к отдельным "подозрительным" слоям населения, евреям, в частности;
— смена отношения к церкви/власти на фоне неспособности остановить эпидемию.

Ожидаемые последствия covid-19:
— развязка взаимозависимости США и Китая, ускорение возврата производства в США; окончание доминирования Запада на фоне "мягкой суперсилы" Китая;
— ускорение волны автоматизации и роботизации;
— формирование экономики вокруг дома и средства передвижения и новых сценариев вокруг опустевших арендных площадей;
— супер-оруелловский мир и рост подозрительности и психологической напряженности.

https://gen.medium.com/how-the-black-death-radically-changed-the-course-of-history-644386f5b803
источник
2020 April 07
Quantum Quintum
Про упущенный момент. Момент еще не закончился, но Jamie Cohen, исследователь истории VR, пишет в OneZero что VR-индустрия пропустила свой момент возможности... снова.

Ключевая проблема: по-прежнему отсутствует тот самый опыт, который изменит все.

https://onezero.medium.com/virtual-reality-is-missing-its-moment-again-3e25d4f995f6
источник
2020 April 13
Quantum Quintum
Про трекинг людей. На прошлой неделе Apple и Google договорились вместе разработать систему трекинга кругов общения/пересечения людей для предупреждения распространения COVID-19. Ну и, соответственно, данная система будет встроена в iOS и Android.

Технически, на основании передачи данных через BLE система будет отслеживать, какие устройства находились в непосредственной близости друг от друга. Накопленные данные через соответствующие API будут доступны приложениям авторизованных медицинских органов. На первых порах пользователям предложат установить себе соответствующие приложения для трейсинга, однако впоследствии эта функциональность переедет в операционную систему.

Если вы подключились к системе, и кто-то из находившихся рядом людей оказался зараженным, вам приходит уведомление, что вы попали в зону риска.

Я бы об этом даже не писал, ведь обе компании заявляют встроенную защиту безопасности и приватности данных, собираемая информация -- виртуальный вероятностный граф контактов, а не перемещений. И судя, по техническим деталям, этому можно верить.

Но все же у меня из этой истории вытекают два больших вопроса:
1. Когда какое-либо государство разрабатывает аналогичные решения для мониторинга и трейсинга контактов, что мешает им сделать такие публичные обзоры технических деталей, чтобы не нагнетать у граждан ощущение колпака?
2. Мы же все понимаем, что как только эта штука станет штатной функцией операционной системы, пускай и с ограниченным доступом, есть достаточный круг лиц и ведомств, которые захотят получить к ней доступ? Привет истории Сноудена.

Обзор: https://www.theverge.com/2020/4/10/21216484/google-apple-coronavirus-contract-tracing-bluetooth-location-tracking-data-app
Ответы на популярные вопросы о системе и дополнительные подробности: https://www.theverge.com/2020/4/11/21216803/apple-google-coronavirus-tracking-app-covid-bluetooth-secure
источник
2020 April 20
Quantum Quintum
Про банки. Слухи ходили года три, кажется, но вот очередной заход: TechCrunch рассказывает, что Google готовится к запуску собственной дебетовой карточки. Я обращу внимание на несколько нюансов:
1. Общий сдвиг тональности — это раньше банки делали ко-брендинговые карточки в партнерстве с кем-то. Теперь IT-компании делают ко-брендинговые карточки в партнерстве с банками (CITI, SFCU). Вроде бы, разница не большая, но психологически существенная. В России, примерно так же делал Яндекс (не знаю, насколько успешно).
2. Как и Apple, судя по картинке, Google пытается сменить визуальную парадигму. Карточка IT-компании не должна выглядеть как карточка очередного банка.
3. В отличие от многих банков, крупные IT-компании, о которых мы говорим, имеют развесистую сеть сервисов (их еще иногда называют экосистемами, ну да ладно). И вот тут уже появляется очевидная связка между данными транзакций и поведением человека внутри такой сети. От продвижения до снижения рисков.
4. Конечно-же в условиях самоизоляции, люди еще больше будут тяготеть к "цифровым" банковским сервисам и нам стоит ждать очередной волны сокращения сети отделений.

https://techcrunch.com/2020/04/17/google-card/
источник
2020 April 23
Quantum Quintum
Про правильные ставки. Спустя 4 года (после того, как это сделали в Microsoft) в Magic Leap поняли, что ставить на консьюмерский сегмент в технологиях смешанной реальности (Mixed Reality) слишком рано. Результат ошибки, помимо потерянного времени: -1000 сотрудников, сворачивание сегмента бизнеса, негативная реакция от поверивших было консьюмеров.

Принять решение, конечно, помог кризис, уменьшив количество потенциально доступных длинных денег (нельзя же вечно кормить обещаниями светлого будущего) и повысив необходимость начать зарабатывать здесь и сейчас.

Запасаемся попкорном и ждем следующую серию.

https://www.theverge.com/2020/4/22/21231236/magic-leap-ar-headset-layoffs-coronavirus-enterprise-business-shift
источник
2020 April 29
Quantum Quintum
Тем временем подоспела вторая подборка от ребят из Dodo про "заслуженное будущее". Приятно засветиться в компании умных людей. https://habr.com/ru/company/microsoft/blog/499418/
источник
2020 April 30
Quantum Quintum
Про схватку динозавров с будущим. В разгар кризиса Universal выпустила мультик про Троллей (а это достаточно сильная детская франшиза) сразу в цифровых каналах, минуя кинотеатры, в которые никто не ходит. Внезапно для последних кассовые сборы уже приближаются к $100m без всякого оффлайна. Далее, руководство студии делает заявление, что после выхода из кризиса планирует продолжить часть релизов делать сразу в цифровых каналах, то есть время эксклюзивного права кинотеатров прошло. Это настолько взбесило руководство AMC Theaters, крупнейшей американской сети кинотеатров, что они поставили полный бан на продукцию Universal в свой сети в США, Европе и на Ближнем востоке. Запасаемся попкорном, но что-то мне подсказывает, что динозавры в текущем виде вымрут. https://www.theverge.com/2020/4/28/21240637/amc-theaters-universal-trolls-world-tour-disney-warnermedia-digital-streaming
источник
2020 May 01
Quantum Quintum
Про модульность. По IT-медиа прошла новость о Raspberry Pi High Quality Camera, модульной плате с 12.3-мегапиксельной камерой. Надо отдать должное PR-службе: там реально "смачные" фотки, когда "задница" фотоаппарата, то есть сам фотоаппарат, заменяется маленькой платой, впереди которой прикручены объективы. Тут же пошли заголовки про "самодельные" фотоаппараты за $50.

На что надо обратить внимание:
1. "Инновация" тут в двух вещах: упаковке в формат "платы для Raspberry Pi" (+ API, драйвера) и добавлении к ней физического интерфейса для прикручивания объективов. Это про важность упаковки и подачи.
2. Плата сделана на чипсете Sony IMX477, который выпущен в конце 2016(!) года, на базе которого уже было сделано некоторое количество плат для полукоммерческих DIY-сценариев, чипсет уже использовался в камерах для дронов. Аналогичные, но не именно такие чипсеты использовались в ряде смартфонов и спортивных камер, вообще Sony сильна чипсетами для камер. Это про важность "второй жизни" производственных линий и выпуск в новые сценарии "свободного плавания" того, что уже не является мейнстримом, но все еще может приносить доход.
3. Это отличный пример  закладывания в продукт/технологию сразу множества сценариев использований и модульность нарезки. В этом вообще вся логика отдельных чипсетов для разных задач, просто консьюмеры не привыкли воспринимать разные детали отдельно. Для них это смартфон с камерой на 50мп, а не смартфон, внутри которого стоит модуль, сделанный на базе чипсета с камерой на 50мп, с добавленной оптикой и т.п.

Чем красив этот пример, так это относительным удешевлением для мейкер-сообщества реализации собственных сценариев использования относительно современных технологий, которые раньше бандлились в топовые продукты и были недоступны отдельно.

https://www.raspberrypi.org/blog/new-product-raspberry-pi-high-quality-camera-on-sale-now-at-50/
источник
2020 May 04
Quantum Quintum
Про будущее медиа. Во вселенной Fornite прошел уже третий (второй в этом году) концерт от реальных исполнителей/групп.

В прошлом году на выступлении Marshmello они собрали 10.7 миллионов участников (50+ млн просмотров на Youtube). На специальном шоу с Travis Scott в этом году вселенная прошла грань 12.3 миллионов одновременных участников (к этому надо добавить еще порядка 70 млн просмотров в нескольких каналах на Youtube).

Теперь же, в дополнение к эксклюзивным сценариям, требующим отдельной разработки под каждое шоу, Epic Games добавляет в игровое пространство и тиражируемое решение. Во вселенной Fornite запущен специальный режим без оружия — "party royal" про вечеринки и тусы. Первым выступлением в таком режиме стал концерт Diplo. В отличие от упомянутых выше, это скорее трансляция, чем специальное шоу.

Почему это круто? Потому что 1) это прямо веха во взаимном проникновении физического и виртуального миров и 2) это существенно новый формат с готовой аудиторией (!) для исполнителей, кажется, позволяющий обойти традиционных посредников для контакта с массой фанатов (модели монетизации будут уточняться и развиваться).

https://www.theverge.com/2020/5/1/21244874/fortnite-diplo-concert-jordan-fisher-party-royale
источник
2020 May 06
Quantum Quintum
Трансформационное. Microsoft объявила, что вложит в развитие цифровой инфраструктуры Польши $1 млрд, включая создание локального дата-центра, кажется, первого в регионе Восточной Европы. В целом, ничего необычного, но вот почему эта новость важна.

1) В регионе Центральной и Восточной Европы (CEE) внутри многих крупных вендоров было три крупных центра притяжения прибыли: Польша, Россия и Чехия+Словакия. Между которыми долго шла борьба за лидерства и внимание штаб-квартир. И, если в случае с Россией большую роль играет политика, то в оставшейся паре (да чего уж там, и с Россией тоже, но не сочтите за "пораженчество" -- см. далее) поляки честно и на голову выбили лидерство. Дерзкие, амбициозные, с большим IT-ресурсом, в том числе на аутсорсинге, в том числе из соседних стран.

2) В Microsoft последние лет 10 происходило и впереди еще лет 10 будет происходить  перераспределение модели генерации прибыли в сторону облака. Это означает, что прибыль и, соответственно, инвестиции пропорциональны модели потребления облачных ресурсов, а не количеству людей в стране (= лицензий Windows, Office и т. п.). А потребление облака коррелирует либо с крупной внутренней аудиторией (как в США), либо с крупной региональной или международной. Если в стране нет достаточного числа глобальных IT-компаний среднего размера (= не сделавших своего датацентра), то нет и глобальной прибыли, нет большого потребления.

3) Внимательные читатели новости обратят внимание, что новый дата-центр делается вместе с местным облачным провайдером Chmura Krajowa. Это означает одновременно две вещи: ставку на развитие партнерской модели со стороны Microsoft и, внимание, недостаточную амбициозность этого самого провайдера. Условно, возможна ли была такая модель в России, даже несмотря на политический подтекст? Да, но нет. Нет, потому что все, с кем она была возможна, имеют амбицию быть самостоятельным облачным провайдером. Все два с половиной.

https://news.microsoft.com/europe/2020/05/05/microsoft-announces-a-1-billion-digital-transformation-plan-for-poland-including-access-to-local-cloud-services-with-first-datacenter-region/
источник
2020 May 13
Quantum Quintum
Игры все ближе по качеству картинки к реальному миру или, по крайней мере, съемке реального мира. Unreal показали демо своего нового движка UE5, работающего на прототипе PS5:
- Текстуры кинематографического качества + глобальное освещение
- "Рендеринг" пространственного звука
- Обновленная симуляция жидкостей
- Контекстные триггерные анимации
- и т. д.

Смотрите видео ниже, желательно, выставив максимальное разрешение.

Чего стоит ожидать как следствие:
- Издатели крупных игр смогут делать кинематографические версии игр. Либо это сделают пользователи/стримеры. Такие попытки есть и сейчас, но все же качество склеенных отрендеренных кат-сцен и фрагментов игрового опыта не тянет на целостное художественное произведение. Этот разрыв сокращается.
- Ждем выхода Киберпанка 2077 c Киану Ривзом (хоть в ней и другой движок), как пример скрещивания Голливуда с играми. Понятно, что игровые персонажи давно делаются по моделям и озвучиваются реальными актерами. Это прям знаковая история с переносом характера и эмоциональной реакции на актера в конкретной роли.
- Курсы кинорежисерров/операторов должны обновиться и включать обзоры возможностей игр и игровых движков. Ждем первых фильмов от знаковых режиссеров, "снятых" намеренно через игровые движки. Это как связка команда режиссера + игровая компания.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=210&v=qC5KtatMcUw
источник
2020 May 16
Quantum Quintum
Про искусство коммуникации и отношение к людям. Удивительная (в хорошем смысле) по емкости, фокусности, прозрачности и человечности коммуникация от Brian Chesky, CEO и сооснователя Airbnb, в связи с ситуацией в индустрии и сокращением почти 25% сотрудников:

1. Компания принимает такое решение, потому что столкнулась с двумя неприятными правдами: мы не знаем, когда путешествия восстановятся, и знаем, что когда это случится, они будут другими. Никто из сотрудников в этом не виноват.
2. Сокращая людей, компания концентрируется вокруг более фокусной бизнес-стратегии. Когда Airbnb начинался, компания строилась вокруг "принадлежности и связности людей". Кризис подчеркнул, что ей надо вернуться к базовой потребности и сути Airbnb: обычным людям, которые предлагают свои дома и опыт переживания впечатлений. Остальные инвестиции и направления будут поставлены на паузу или свернуты.
3. Это не является следствием качества работы команд в этих направлениях и не означает, что все из них покинут компанию. Последствия коснутся всех команд в Airbnb в зависимости от того, как они соотносятся с направлением развития компании.
4. Политика сокращений идет от наших общих принципов и ценностей:
❗️Все сокращения соотносить с будущей бизнес-стратегией и способностями, которые будут нужны для ее реализации.
❗️Сделать максимум усилий, чтобы помочь тем, кого это затронет.
❗️Следовать коммитменту поддержания разнообразия.
❗️Личный разговор с каждым, кто будет затронут.
❗️Делать коммуникации только когда понятна общая картина, чтобы избежать частичных слухов, которые сделают ситуацию хуже для всех.

Не привожу здесь, но отмечу, что условия исхода описанные в письме по ссылке -- уникальные для штатов в своей ответственности и внутренней честности перед людьми в условиях, когда вся компания оказалась в кризисе.

Рекомендую к прочтению также всем, кто претендует на историю #travelnet и похожие в НТИ.

https://news.airbnb.com/a-message-from-co-founder-and-ceo-brian-chesky/

p.s. Вот здесь еще хороший разбор письма как урока для других руководителей: https://medium.com/mind-cafe/the-ceo-of-airbnb-taught-us-an-extraordinary-lesson-when-he-fired-25-of-his-company-4d41b2e47656
источник
2020 May 17
Quantum Quintum
Про медиа-пространство будущего. Казалось бы, Facebook купил за бешенные $400mln сервис для постинга гифок, что за ерунда!

На самом деле, Марка можно обвинять в чем угодно, кроме идиотизма и непонимания, куда двигается индустрия и какие данные ему нужны для развития своей платформы. Компания платит $400mln за глобальный нечеткий граф социального распространения визуальных микромемов и доступ к создателям такого контента.

https://www.theverge.com/2020/5/15/21259965/facebook-giphy-gif-acquisition-buy-instagram-integration-cost
источник
2020 May 20
Quantum Quintum
Мне иногда пишут, что я много пишу про Microsoft, но 1. см мой профиль и 2. Microsoft — компания с таким широким портфелем, что по ней можно судить о многих процессах в индустрии. Вчера началась online-конференция Build, я не будут пересказывать все анонсы, но остановлюсь на нескольких темах, интересующих лично меня как знаковых.

Начнем с темы инструментов для совместной работы. Долгое время казалось, что на нише офисных продуктов "все изобретено", офисные продукты зашли в тупик эволюции, — и все попытки открытых альтернатив и импортозамещения — тому памятник.

Но успех Google Docs и Slack явно показал Microsoft, куда нужно топать. Надо отдать должно бывшему работодателю: компания, выбрав направление, топает в нем семимильными шагами. Два тому подтверждения:

1. Гигантский рост Microsoft Teams и темпы развития функциональности в нем. См. обзор: https://techcommunity.microsoft.com/t5/microsoft-teams-blog/what-s-new-in-microsoft-teams-build-edition-2020/ba-p/1394224
2. Fluid Framework — как платформа для встраивания коллаборации не только в собственные приложения компании, но и в чужие. Все в связке с облаком, графом, ИИ и т. п. https://www.theverge.com/2020/5/19/21260005/microsoft-office-fluid-web-document-features-build

Вторая тема мне особо импонирует, потому что компания, кажется, смогла-таки перепрыгнуть границы парадигмы цифровой аналогии физических документов и, разобрав ее на отдельные кусочки, пересобрать вокруг совместной работы. И дальше уже привычные и непривычные приложения могут собираться из таких блоков.

Технологии организации совместной работы — это будет большой историей 2020х.

p.s. Вскользь замечу, что открытые иконки и гайды для Fluent Framework выложены в Figma, а не в файлах адобовских форматов, как это было модно в прошлом десятилетии. https://www.figma.com/@microsoft
источник
2020 May 25
Quantum Quintum
Про перезапуск спорта. Не так важно, сколько людей занимается спортом, как сколько людей его смотрит, потому что "In a cascade of ironic developments, sports are potentially the most effective form of PR any politician can wield right now... They want you watching football, because then you won’t be watching them fuck up day after day." Ну и деньги, конечно: рекламные, за билеты, за попкорн и прочее.

Стремление политиков как можно скорее вернуть ощущение контроля и сделать "все как раньше", отодвигает до следующего большого кризиса любые попытки обновить тему массового смотрения спорта: причем как по составу видов спорта, так и по способам смотрения. Чем быстрее восстановятся телевизор и физический стадион, тем меньше шансов у AR/VR, цифровых моделей спортсменов/команд и т. п.

#sportnet

https://gen.medium.com/your-leaders-want-sports-back-but-not-because-they-like-sports-54435e62e7a
источник
2020 May 28
Quantum Quintum
Про будущее работы и особенности коммуникации в Slack от Stewart Butterfield, главы Slack.

1. Смена режима работы сотрудников -- это не просто упражнение по оптимизации. Надо понимать, что компания (Slack) существует внутри более широкого рынка труда, в котором мы боремся за таланты. Сдвиг к дистанционному труду приведет к увеличению пула талантов, доступных для всех. Часть людей поймет, что они вообще-то хотели бы жить ближе к своей семье, озеру и т.п. Если им не дать такую возможность, они просто покинут компанию.
2. Параллельно мы переосмысливаем, зачем нам нужно физическое пространство. На него уходят огромные деньги. Офисы используются, чтобы помочь людям сидеть за столами и компьютерами. Вопрос: как их переделать, чтобы они способствовали более эффективному сотрудничеству и встречам. Например, чтобы собраться вместе обсудить план работ, а дальше вернуться домой работать над его исполнением.
3. Слак не имеет целью убить email, как ему многие приписывают, хотя внутри организации почта не используется. Важно помнить, что почта -- это открытый общий знаменатель, принимаемый всеми, особенно снаружи вашей организации.
4. Наличие командно-организационной истории (обсуждения, реакции и т.п.) в общем доступе в разы повышает скорость погружения новых членов команды. Вместо того, чтобы ходить всех опрашивать, можно просто почитать переписку двухнедельной давности. Преимущество прозрачности общей истории настолько круто, что изменения в эту сторону в организациях неизбежно.
5. Коммуникация в (общих) каналах по-прежнему в новинку для множества людей. Если я что-то обсуждают в этом канале, кто еще это может увидеть? Я обсуждаю с коллегой, но как бы и сразу перед начальником или другими случайными коллегами из всей компании. Тут полный фарш: социология, этикет, прагматизм, политики.
6. Настройка уведомлений и адресность коммуникаций являются наследнием IRC. Если ты хочешь кого-то вовлечь в обсуждение, надо явно указывать коллег, чтобы они в свою очередь получили уведомление. Никто не обязан читать общие обсуждения, по крайней мере, сразу. Это требует тренировки. В то же время должно быть одно общее место для всей компании, где любой может задать вопрос, рассказать о своем проекте и т. п.
7. В каждой компании постепенно вырабатываются свои внутренние "фишки". Например, можно к посту поставить эмоджи, закатывающий глаза, чтобы сказать "ок, я посмотрю это".
8. Контроль над организационной динамикой сложен и состоит из противовесов: босс может вам написать в любое время и вы будете думать, что надо срочно ответить (даже если он просто написал сейчас, чтобы не забыть и не ждет срочного ответа), но у сотрудников по умолчанию стоит режим Do Not Disturb на определенные часы. Начальство может переписать настройки по умолчанию, но сотрудники могут поменять их индивидуально.
9. В Слаке есть API для отправки сообщений по расписанию, но это не проброшено в интерфейс. Схожая функциональность есть во многих мессенджерах, как только люди к этому привыкнут, можно будет сделать это и в Слаке. Это тоже сдвиг в микро-культуре -- планировать коммуникации с коллегами.
10. Общий тренд на протяжении нескольких десятилетий: люди, организации используют больше разного софта, а не меньше. Поэтому ключевой вопрос: как они сшиваются, а не можно ли все это заменить каким-то одним супер-пакетом от одного вендора (нельзя). Если вы разрешаете склейку этой фрагментации из одного места -- у вас появляется огромное преимущество.
11. Мы не будем расширять Слак в сторону собственного набора офисных продуктов, потому что классические офисные продукты не будут так важны в будущем. Подумайте об этом с такой точки зрения: насколько вам сегодня важны конкретные файлы, или записи в базе данных, или объекты в облаке? В будущем мы не будем решать заранее, что нам нужна таблица, презентация или Word-документ. Мы хотим все сразу, и мы не замечаем отдельные файлы.

https://www.theverge.com/21269875/slack-ceo-stewart-butterfield-interview-microsoft-remote-work-vergecast

P.s. По ссылке в интервью также много веселого про конкуренцию с Microsoft.
источник
2020 June 02
Quantum Quintum
Про выбор тактики на ближайшие месяцы. Издание Marker (Medium) пишет, что сейчас у предпринимателей два основных при этом противоположных сценария:

1. Вирус не исчезнет, но мы разберемся, как справляться с ситуацией без полного закрытия (оффлайн-точек). Новая нормальность с плексигласом и разметкой на полу, масками и размеренными очередями. Компании будут стремиться вернуться хоть как-то к работе, избегая дальнейших сокращений. Кризис не закончился, но есть надежда.
2. Вирус не исчезнет, а быстрый выход в оффлайн только усугубит ситуацию. Вторая волна осенью сложится со снятием ограничений и приведет к ухудшению экономики и новым смертям. Ложная безопасность сыграет с нами злую шутку. Поэтому тактика: консервация и сокращение затрат до появления вакцины в начале следующего года.

При этом государства (США, в частности) проваливаются в разработке национального мастер-плана, рекомендации разнятся от региона к региону.

Независимо от сценария: если мы чему и учимся, так это тому, что наше комфортное ощущение, что будущее относительно предсказуемо и управляемо, всегда было иллюзией.

https://marker.medium.com/companies-are-trying-to-plan-for-2-different-futures-right-now-d6a2cc8583ac
источник
2020 June 03
Quantum Quintum
Про ответственность. В кризисах есть одна большая ценность: они "просыпают" совесть и подсвечивают потребность в ответственном подходе к проектированию различных систем. Mike Clarke, директор по исследованиям в команде рекламы и бизнес-платформы в Facebook, (на фоне непрекращающихся волн критики социальной сети) рассказывает о роли осмысленного дизайна при проектировании продуктов с использованием AI/ML.

- Команда Майка работает над внедрением AI/ML-технологий в рекламные продукты и подчеркивает, что текущий уровень [развития] — только начало.
- Хотя технический слой реализации алгоритмов -- это фундаментальная основа, важно понимать, как бизнес взаимодействует с такими решениями на макро- и продуктовом уровнях.
- Техническое улучшение алгоритма не создает само по себе более значимый или релевантный опыт для пользователей, и не решает реальные проблемы людей. Поэтому все такие решения должны рассматриваться через призму HCI и тестирования UX.
- Исследования в области влияния AI/ML на пользовательский опыт находятся в зачаточном состоянии. Все команды учатся понемногу, но очень мало стандартных (отточенных) практик, рекомендаций и т.п.
- Команда Facebook, например, поняла, что очень важно подчеркивать человеку, что система все еще обучается и имеет ограниченные возможности. Также важно быть прозрачными относительно уровня уверенности в оценках.
- Майк ссылается на цитату коллеги из Microsoft и подчеркивает, что компоненты, использующие ИИ, — динамичные по своей природе, а это противоречит истории про консистентность и предсказуемость поведения, [на который ориентированы современные практики дизайна]. Особенно это критично в областях с повышенными требованиями к предсказуемости: производство, здравоохранение и финансы.
- Сегодня мы очень мало понимаем [на практике] об UX, усиленном AI/ML-возможностями. Мы точно знаем, что технологии драматически меняют этот опыт. Помимо стандартных техник, нам придется разработать новые метрики и практики юзабилити, нам нужны новые способы сбора и оценки данных.
- Мы также знаем, что мы НЕ понимаем всех возможных путей как AI/ML-решения могут привести к непредсказуемым последствиям. [Речь о том, что дизайн ошибочных состояний в AI/ML-решениях вообще отсутствует как сложившаяся переосмысленная практика.]

https://medium.com/facebook-design-business-tools/design-must-lead-the-way-on-artificial-intelligence-and-machine-learning-d898b1faeea5
источник
2020 June 08
Quantum Quintum
Про сдвиг в системе представлений. Quanta Magazine рассказывает о прогрессе в вычислительной биологии на базе использования методов геометрического глубокого обучения.

В лаборатории вычислительной биологии Бруно Коррейи (Bruno Correia) раньше было правило: никакого машинного обучения. Это не считалось научным процессом. Но времена меняются: новые методы позволяют находить потенциальные взаимодействия между белками в 40000 раз быстрее, чем традиционные подходы. "Я был не прав."

Геометрическое глубокое обучение — это новый подраздел ИИ, который изучает паттерны на искривленных поверхностях. А поверхности белков — именно такие. Вместо того, чтобы моделировать трехмерную структуру белков и их внутреннее устройство, система Коррейи, — MaSIF (molecular surface interaction fingerprints), — изучает 2D-поверхности с точки зрения наличия признаков возможности присоединения других белков.

Обзор: https://www.quantamagazine.org/new-machine-learning-system-decodes-how-proteins-interact-20200603/

Научная публикация: https://www.biorxiv.org/content/10.1101/606202v1
источник
2020 June 09
Quantum Quintum
Про деперсонализацию. Исследователи из Microsoft вместе с рядом университетов разработали открытую платформу WhiteNoise для обеспечения дифференциальной приватности (differential privacy, DP) данных, обрабатываемых статистическими алгоритмами.

Что это такое? Реализация методов дифференциальной приватности складывается из двух составляющих:
1️⃣ К данным добавляется статистический шум, чтобы скрыть вклад отдельных компонентов. Этот шум достаточно силен, чтобы скрыть приватность отдельного человека, но при этом достаточно мал, чтобы повлиять на точность ответов, извлекаемых аналитиками и исследователями.
2️⃣ Объем информации, извлекаемой из каждого запроса, оценивается и вычитается из общего "бюджета потери приватности", который позволяет предупредить дополнительные запросы, компрометирующие приватность.

Почему это важно? DP, как идея, и WN, как реализация, — это математический и алгоритмический выход из ситуации с двумя крайностями, когда либо вы обеспечиваете полную приватность, либо никакую. Здесь вы ставите ситуацию на контроль: управляете уровнем шума и "бюджетом" раскрытия.

Принципиальный момент: получая гранулярность и управляемость, вы заведомо идете на компромиссное решение.

Анонс: https://cloudblogs.microsoft.com/opensource/2020/05/19/new-differential-privacy-platform-microsoft-harvard-opendp/
Репозитарий: https://github.com/opendifferentialprivacy
Обзор платформы: https://opendifferentialprivacy.github.io/
источник