Скандал Enron – история стара как мир, но ее уроки по-прежнему актуальныСкандал с Теранос, о котором мы писали ранее, – не единственный в истории фондового рынка США. Предшественником был
Enron Corporation – американская компания, которая стремительно достигла высот и также стремительно обрушилась в начале 2000-х. На пике своей популярности акции Enron стоили 90,75 долл., а в декабре 2001 г они торговались уже по 0,26 долл. По сей день многие задаются вопросом, как его руководству удавалось так долго обманывать регулирующих органов, используя фальшивые активы и финансовую отчетность.
Напомним, что
Enron был образован в 1985 г. в результате слияния Houston Natural Gas Company и InterNorth Incorporated. В процессе слияния Enron получила огромные долги? Одновременно лишившись исключительных прав на свои трубопроводы, по которым шел газ. Чтобы выжить, Кеннет Лэй, генеральный директор, нанял McKinsey & Co. для помощи в разработке бизнес-стратегии Enron. На это мероприятие был назначен молодой консультант по имени Джеффри Скиллинг. Скиллинг, предложил революционное решение проблем Enron: создать
«газовый банк», в котором Enron будет покупать газ у сети поставщиков и продавать его сети потребителей, по контракту гарантируя как поставку, так и цену, взимая комиссию за транзакции и принимая на себя связанные с этим риски. В 1996 г. Скиллинг убедил Лэя, что модель газового банка может быть применена и к рынку электроэнергии. В результате, в 1997 году Enron приобрела электроэнергетическую компанию Portland General Electric Corp. примерно за 2 млрд долл. К концу того же года Enron превратилась в крупнейшего в стране оптового покупателя и продавца природного газа и электроэнергии.
Но самым захватывающим достижением Enron в глазах финансового мира оказалось
создание Enron Online (EOL) в октябре 1999 года. EOL, веб-сайт электронной торговли сырьевыми товарами, имел важное значение по двум причинам. Во-первых, Enron был контрагентом каждой транзакции, проводимой на платформе. Во-вторых, учитывая, что Enron был либо покупателем, либо продавцом в каждой транзакции, управление кредитными рисками было решающим, а кредит Enron был краеугольным камнем, который вселил в энергетическое сообщество уверенность в том, что EOL обеспечивает безопасную среду для транзакций. EOL стал успешным в мгновение ока.
К концу 2000 года конкурентное преимущество Enron, а также огромная рентабельность начали ослабевать в силу появления конкурентов Dynegy, Duke Energy, El Paso и Williams. Enron стал работать с увеличивающимся кредитным плечом, становясь больше похожим на хедж-фонд, чем на торговую компанию. Между тем в первом квартале 2001 года цены на энергоносители начали падать, что снизило волатильность энергетического рынка и уменьшило возможности для получения крупных и быстрых торговых прибылей для Enron.
Но компания продолжала заявлять о высоких доходах, играясь с цифрами в финансовой отчетности. Последнее стало возможным благодаря тому, что в середине 1990-х годов Enron внедрила «бухгалтерский учет по текущим рыночным ценам».
Оценка по рыночным ценам направлена на обеспечение реалистичной оценки текущего финансового положения компании, и это законная и широко используемая практика. Однако в некоторых случаях этим методом можно манипулировать, поскольку он основан не на «фактической» стоимости, а на «справедливой стоимости». Так компании на протяжении 5 лет удавалось скрывать свои растущие долги. Понимая, что долго скрывать мошенничество не удастся, в 2001 г. Лэй передал свой пост CEO Скиллингу, который также от него отказался по «личным причинам». С этого же момента аудиторы стали понижать оценку Enron, постепенно пытаясь разобраться в финансовых отчетностях. Одновременно с выявлением независимыми аудиторами мошенничества, Enron обанкротился в декабре 2001 г.
Очевидно, что иногда даже финансовая отчетность не является гарантией финансовой устойчивости компании, а потому не следует вкладываться в то, работу чего ты не понимаешь@financial_post