
Начиная с 2016 года заметно снижаются ставки по кредитам. Мы понимаем, что ставки выглядят достаточно высокими, тем не менее, они вернулись к уровню 2014 года. Согласно данным НБРК ставки по кредитам для юридических лиц в текущем году в среднем составляли 11.5% (от 3 месяцев до года). В начале года, до объявленной пандемии, ставки составляли 12% и выше, но уже в июне снизились до 10.5%. Затем, в июле начался разворот и ставки по кредитам снова приблизились к 11.5%. Так, по итогам августа текущего года ставки составили 11.4%. Мы считаем, что без учета пандемии уже в текущем году можно было заякорить показатели ниже 10.5%.
Некоторые критикуют НБРК из-за недоступности кредитов, хотя ставка сейчас такая же как была до введения режима ИТ. Несомненно, критика государcтва из-за высоких ставов понятна, но как мы уже неоднократно объясняли, причиной высоких ставок является не Национальный банк или Регулятор, а именно Правительство. Фискальные импульсы, которые стали результатом увеличения бюджетных расходов, а также постоянные трансферты, являются важной причиной повышенной ставки. Это стало следствием слабой фискальной дисциплины. Нам, чтобы достичь низких ставок по кредитам в экономике нужно выработать фискальную дисциплину и ввести новые бюджетные правила. В текущем виде, Правительство сожжет фонд будущих поколений (НацФонд), а ВВП в долларовом выражении продолжит падение.
Решение по базовой ставке, это попытка НБРК не дать экономике расти слишком быстро или слишком медленно. Также есть другие факторы, которые учитываются при принятии решений по ставке, но об этом мы сделаем отдельный пост.
Если говорить о ставках, то стоит отметить рост ставок по кредитам в июле, который произошел после снижения в мае. Отложенный эффект мог произойти по нескольким причинам. Одной из таких причин мы считаем, инертность ставок. К примеру, если происходит какое-то событие, ставка меняется не сразу, потому что заемщики не сразу гасят кредиты, они сохраняют ставки по полученным кредитам, которые нельзя повысить без их согласия. Ставки банки могут поменять в момент новой выдачи. Учитывая каникулы и прочие послабления, ставка могла отреагировать на кризис с большим лагом.
В отличие от кредитов, ставки по депозитам (от 3 месяцев до года) для юридических лиц практически никак не отреагировали на пандемию и шок в экономике. Был заметный всплеск ставок в марте, но после произошло снижение. В начале года ставки по депозитам в тенге составляла 7.8%. Затем, в марте после всех шоков на рынках, ставка поднялась до 8.4%, и снова опустилась до 7.9% в августе. Мы видим одномоментный рост ставок, однако депозиты быстро возвращаются к равновесному значению.
Изменение разницы между ставками по кредитам и депозитам является отражением изменения премии за риск. Так вот, премия за риск в текущем году показывает разнонаправленные значения. В начале текущего года спрэд составлял 4.2%, а уже в мае опустился до 2.8%. Скорее всего, причиной могла стать разность лагов влияния между кредитам и депозитами. Отметим, что владельцам депозитов легче изменять ставки. Получается, что ставки по депозитам быстрее выросли, а учитывая, что новых заёмщиков было меньше, из-за ограничений передвижения и карантина, мы видим сужение спрэда, с постепенным восстановлением. В августе спрэд составил 3.5%.
Начиная с января 2016 года по август 2020 года, среднее значение спрэда составляло 4.2% с стандартным отклонением 0.7%. Разница ставок имеет достаточно высокую изменчивость, поэтому мы думаем, что спрэд может вернуться к уровне выше 4%, или опуститься до 3%. Всё будет зависеть экономической ситуации на рынке.
Получается, что помимо снижения ставок по кредитам, стоит задуматься над снижением спрэда, без ужесточения макропруденциальной политики. Для этого банкам необходимо улучшить подходы управления рисками, а Правительству обеспечить рост более качественных заемщиков.
@RiskTakersKZ@RiskTakersKZ