Распильные схемы на государственных подрядах, назначения некомпетентных людей, единственным достоинством которых является лояльность и правильное место рождения, катастрофический разрыв между картинками официальных СМИ и реальной картины, недееспособность силовых структур, невнимание власти к обращениям граждан, и как следствие растущий
вал обращений граждан к Президенту РФ – все это реальность Оренбургской области нынешнего дня.
Мы неоднократно писали, что в глобальном смысле главной причиной такого развития событий является провал технократической схемы назначения губернаторов. Складывается впечатление, что главный куратор региональной политики АП Сергей Кириенко в детстве не наигрался в солдатиков. Прыжки в воду со скалы, заползание под танки – все эти ключевые упражнения в системе подготовки управленческих кадров имеют по собой только одну цель. И цель эта встроить будущих губернаторов в систему «я – начальник, ты - дурак», то есть «Лидеры России» по большому счету это Курс молодого бойца, цель которого научить «салабона» выполнять команды старших по званию или по сроку службы. Порочность той схемы уже препарирована круче, чем криминальный труп патологоанатомом.
Но и в той схеме есть редкие исключения, одним из которых является пример соседней Самарской области. Дмитрий Азаров – выходец из той же системы подготовки кадров, однако от скандалов область не сотрясает, возникающие конфликты улаживаются без выноса на федеральный уровень, бизнес развивается, на голосовании по поправкам область показала отличные результаты. Так в чем же отличие Азарова от Паслера? Азаров – местный выходец, и это главное. Он понимает откуда растут ноги у возникающих проблем, он понимает, зачем области или какому-либо из городов нужны проекты, сколько это может стоить, и кто может сделать. И этого бэкграунда нет у Паслера. Глобальная ошибка выбора главного советника – Олега Димова – привела к тому, что за год «свердловская суперкоманда» успела разрушить все то, что могло бы стать опорной точкой роста в Оренбургской области, и прежде всего это отношения местных жителей и бизнесменов к ним самим. Понимание, что регион воспринимается «гастарбайтерами» в качестве лена, отданного в кормление за заслуги перед государством по схеме 18-19 веков (правда, заслуг-то и нет), привело к полному отторжению местной этносферой привнесенных индивиддумов.
И здесь мы переходим к самому главному фактору. Проводимый коллегами
опрос, на наш взгляд, с одной стороны не показателен (свое мнение к телеграм-опросам мы уже высказывали), с другой весьма симптоматичен. Оренбургская область обладает крайне низким базовым протестным потенциалом. Отсутствие крупных мегаполисов, сравнительно невысокая развитость промышленности, небольшое количество новых производств привело к тому, что маргинальная (в истинном социологическом смысле) прослойка крайне невелика. А это, на фоне отсутствия традиций публичных протестных акций задает низкий «болевой порог социума». Проще говоря, должно произойти что-то критичное, чтобы в Оренбургской области возникли публичные протестные акции. Однако «екатеринбургеры», визитеры как раз из такого протестного региона, смогли расшатать регион, и вал обращений напрямую к Путину свидетельствует о том, что население потеряло даже ВЕРУ в то, что вопросы можно решать на местном уровне. А то как раз и является главным признаком нарастания протестных настроение, которые в ближайшее время могут вылиться в массовый протест. А то самое отсутствие традиций может сделать это протест непредсказуемым. Тем более, что «башкирский кейс» формирует положительный пример решения глобальных вопросов «акционным методом». Соль-Илецк, Орск, Переволоцк, Оренбург? Где выстрелит?
И самое печальное, что изменением стратегии региональных властей погасить этот потенциал уже невозможно (а они не особо и пытаются). Напомним тот же анекдот: мебель двигать поздно, пора блядей менять (извините, цитата)…