🌐Специально для "Кремлевского безБашенника" (каждый понедельник) -
ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества:
Пока оппозиционно настроенная публика изощрялась в описании непреодолимого ущерба, который нанёс себе Кремль демонстративным отказом допустить нежелательных ему кандидатов до выборов в Петербурге и Москве (о том, что они не будут допущены, я писал и до обнародования соответствующих решений), куда более серьёзный «звоночек» прозвучал не из бывшей или нынешней имперских столиц, а с далёкой колониальной окраины.
Отказав в регистрации представителям «несистемной» оппозиции в Москве и Петербурге, российская власть продемонстрировала, что она является типичной российской властью – относящейся к населению как к быдлу, а к закону - как к бессмысленной бумажке. Возможно, она и не укрепила свой авторитет в глазах части населения, но, несмотря на локальную волну протеста, ничего особенного и не потеряла. Скорее всего, Кремль просто приучает «холопов» к тому, чего стоит ждать на всех последующих «выборах», и не более того. Конечно, многие вспомнили о монархии, разрушившейся в 1917 г. в течение нескольких дней – и, возможно, такая же судьба ждёт и нынешний режим, но, учитывая события последних дней, - явно не завтра.
Однако то, что происходило в «параллельной реальности» Карачаево-Черкесской республики, выглядело куда более занимательным. Субъект Федерации
с подушевым ВВП, едва превышающим 40% соседнего Краснодарского края и бюджетом,
¾ которого составляют безвозмездные поступления из федерального центра, предпринял невиданный ранее демарш. Ощущая недовольство населения коррумпированным и клановым руководством республики, местные власти решением члена Верховного Суда М.Езаоевой (которую называют карманным судьёй небезызвестного клана Арашуковых) по жалобе партии «Патриоты России» снял с выборов весь список кандидатов от КПРФ – и это решение было утверждено избиркомом, который возглавляет тётя главы республики, Л.Абазалиева. Протестующих коммунистов выгонял из зала избиркома в том числе и помощник Р.Темрезова А.Нагаев, а когда через несколько дней в Черкесск прилетели депутаты Государственной Думы А.Куринный, А.Ющенко и Д.Парфёнов (одни из тех, кто голосовал в Москве за те бюджетные трансферты, которые позволяют поддерживать в республике
средние зарплаты на уровне в 22,6 тыс. рублей вместо 6-7 тыс., которые гордые горцы должны бы иметь по результатам их собственной хозяйственной деятельности), их не пустили в здание администрации. Ещё через несколько дней местные «правоохранители» задержали главу региональной организации КПРФ К.Бытдаева.
Да,
19 июля Верховный Суд России восстановил список КПРФ на выборах, но и сегодня вряд ли можно надеяться, что предвыборная кампания сложится спокойно и беспроблемно. Возникает вопрос: что мешало Кремлю немедленно отстранить от должности Р.Темрезова, не менее десяти близких родственников которого руководят республиканскими бюджетными учреждениями, который фактически полностью подчинил республику интересам своего клана и не собирается менять курс (допустить оппонентов до выборов вовсе не значит обеспечить равные условия агитации или честный подсчёт голосов)? Играя роль половой тряпки, о которую может вытереть ноги каждый кавказский коррупционер, Администрация президента России поступает очень рискованно, не только поощряя «винтики» мифической «вертикали» к самоуправству, но и испытывая терпение сотен тысяч людей, которые могут решиться на менее цивилизованный протест, чем московские либералы, с разрешения властей собирающиеся на проспекте Сахарова.
Империи, которые рушатся в ходе столичных революций, часто порождют сочувственные реминисценции, которые могут тянуться веками – но те, что бессловесно подчиняются диктату правил, устанавливаемых в колониях, не достойны даже воспоминаний.