Политконсультант Федор Щепетов — для Незыгаря Электоральный пасьянс. После недавнего слияния трёх партий, имевших парламентскую льготу, «Патриоты России» и «За правду» пойдут по спискам СР. Это значит, в бюллетене на данный момент появляется 14 строк, ровно столько же было в 2016 году. Приверженность традиции и стабильность отличают нашу политическую систему, не удивлюсь, если соотношение “4 в парламенте”&”14 в списке” никак не изменится.
Однако, число 14 даёт очень большую вариативность в формировании списка, мы ведь знаем, что старые КОИБы берут 16 строк. Возможны, например, такие конфигурации:
1) 14 + «Против всех» — агрегация протестного электората, снижение потенциала УГ;
2) 14 + 1 партия + «Против всех» — маловероятный вариант, если потребуется оттянуть часть электората от кого-то из тройки оппозиционных парламентских партий или Яблока (после заявления Явлинского по Навальному, в это сложно поверить);
3) 14 + 3 любых строчки (или более) — выбивает все КОИБы модификации до 2016 года.
Каждый расклад имеет не только свои достоинства, но и недостатки.
Например, сколько непарламентских партий в бюллетень не запустишь, вероятность того, что они наберут суммарно более 20% голосов крайне низкая. Отсюда возникает вопрос, нужно ли их больше 10 в бюллетене?
КОИБов и так немного, они являются важным элементом легитимизации выборов в городских избирательных округах с высокой протестной активностью. В ряде точек не так важно, кто будет представлять округ из парламентских партий, как минимизировать протестный потенциал результатов голосования.
Даже строка «против всех» имеет обратную сторону: осложнение взаимоотношений с парламентской оппозицией. Очень давно на трибуну Госдумы не выходили личности, сравнимые по своей одиозности, например, с Енгалычевой или Тимоновым. Вряд ли кто-то хочет увидеть на Охотном свою Беседину в футболке со стилизованной надписью «обнулись».
Поэтому вариативность тактики на эту кампанию будет сохраняться очень долго. Не удивлюсь, если минимум три партии, пойдут собирать подписи и даже если им откажут в регистрации партийных списков будут долго обжаловать этот отказ. Конечное число строк в бюллетене мы узнаем уже «на флажке», когда социология окончательно прояснит предвыборный расклад.