Сибирские парламенты: что нового?
В Сибири в единый день голосования, который, как мы знаем, растянулся на 72 часа, помимо новых депутатов в Государственную Думу РФ, нового губернатора Республики Тывы, новых представителей различных горсоветов, выбирали еще и новые составы в региональные парламенты. Омской области, Алтайскому краю, Томской области и Красноярскому краю пришел черед обновлять парламентский корпус в своих законодательных собраниях и думах. На первый взгляд, особых изменений не произошло: во всех четырех региональных органах законодательной власти большинство осталось за «Единой Россией», но это только на первый взгляд. Так что нового будет в четырех сибирских парламентах?
Первое. Большинство большинством, но в сравнении с прошлыми созывами «единороссы» немного подрастеряли преимущество.
Омская область: было 30 мандатов, стало 26.
Алтайский край: было 42, стало 31.
Томская область: было 31, стало 27.
Красноярский край: было 37, стало 34.
С одной стороны, было очевидно, что повышение пенсионного возраста и прочие законотворческие инициативы фракции «Единой России» в Госдуме прошлого созыва не пройдут бесследно. При этом, как уже говорилось в предыдущих публикациях, партии системной оппозиции не особо брали на вооружение фейлы «единороссов» и вообще предпочитали не вести оголтелую критику. С другой стороны, предпочтение сибиряков к «Единой России» связано еще и с поддержкой конкретных губернаторов, которых невозможно воспринимать вне партии власти. Понятно, что губернатор Омской области Александр Бурков – «справоросс» по партбилету, но по духу он самый натуральный «единоросс». Неслучайно, что при нем у «Справедливой России» в Прииртышье не наблюдается никакого ренессанса: как было два мандата, так и осталось.
Второе. Следует отметить рост доверия к КПРФ на фоне терпящего бедствие Валентина Коновалова в Республике Хакасии и неоднозначной отставки Сергея Левченко в Иркутской области. Вполне возможно, что социальный протест, вследствие разгрома блока сторонников Алексея Навального, переориентировался на коммунистов. В сумме по четырем регионам КПРФ получили 49 мандатов вместо 23 в 2016 году. Настоящая победа произошла в Алтайском крае, в котором коммунисты помешали «единороссам» получить абсолютное большинство: 24 из 68 против 31 из 68 и это при губернаторе Викторе Томенко, который открыто, призывал голосовать за «Единую Россию». Понятно, что теперь партия власти начнет заманивать под свои фракционные знамена представителей ЛДПР (4 мандата), «справороссов» (5) и «Коммунистов России» (4).
В тоже время важно понимать, что во многом своими успехами алтайский КПРФ обязан бессменному руководителю Марии Прусаковой, которая нынче отправится в Государственную Думу нового созыва и уже не сможет держать бразды правления и быть на переднем краю региональной обороны. В общем, как говорится, посмотрим. Многое будет зависеть от выборов нового спикера Заксобрания Алтайского края, очень интересно, кого предложит КПРФ и смогут ли «красные» сплотить вокруг себя остальную системную оппозицию.
Третье. «Новые люди» тоже могут праздновать локальный успех: шесть мандатов в трех региональных парламентах, кроме Алтайского края, где на пришельцев всегда смотрят с большим подозрением. Здесь надо уточнить один важный момент. Все шесть мандатов – это сугубо партийные списки. То есть, Алексей Нечаев научился тратить миллиард рублей на рекламу, да так, чтобы словосочетание «Новые люди» плотно засело в мозгах колеблющихся избирателей. Но в тоже время у создателя бренда Faberlic есть определенные проблемы с локальными представителями, которые были бы и узнаваемыми и могли увлечь толпу за собой. Вполне возможно, что для этого понадобится дополнительный миллиард рублей на расходы. Или активная деятельность в региональных парламентах Омской области, Томской области и Красноярского края.