Материал (даже два) в немецкой Handelsblatt, о котором говорят
коллеги, написала редактор отдела экономики и политики Катрин Витч. Мы рекомендуем читать
тексты в оригинале. Про Кузбасс местами очень поэтично, например, «толстый чёрный слой тянется через улицу, кое-где возвышаясь на метровую высоту», «целые деревни покрылись ядовитой чёрной угольной пылью» и т. д.
Далее она пишет: компании RWE, Uniper, EnBW признали, что были недостаточно информированы об условиях добычи, а потом — о предпологаемом скандале с отмыванием денег крупнейшими российскими поставщиками угля. Из материала ровным счётом не следует ничего, ни фамилий, ни фактов. О том, что в Киселёвске адЪ и Израиль и так известно. Тут Катрин не открыла Америку.
Поэтому перепечатки отечественных журналистов с заголовками «В Германии призвали отказаться от российского угля» очень далеки от истины. Они вообще в другом конце от неё. Это всё равно, что редактор отдела культуры какой-нибудь серьёзной газеты в России напишет колонку на тему: «В Европе разрешили однополые браки, давайте перестанем с ними торговать».
А вот про Германию и уголь можно поговорить. Последняя шахта в Ботропе была закрыта ещё год назад. В загнивающей Европе шахтёры уже с полвека назад начали терять работу из-за снижающейся конкурентоспособности угля. Его, с одной стороны, всё больше теснят другие, не какие-то там «теоретически альтернативные», а вполне себе реальные энергоносители: природный газ, атомная энергия, возобновляемые источники, а с другой стороны — импортный уголь из стран с дешёвой рабочей силой и низкими стандартами безопасности. Кузбасский уголь, например.
Да, Германия пока ещё остаётся крупнейшим импортёром российского угля в Европе. Мы на эту тему писали весной, спорили с СГК. Но надолго ли? Сейчас немцы активно работают над федеральным планом по полному отказу от угля как наиболее вредного для глобального климата ископаемого энергоносителя. Да и не только Германия. К альянсу Powering Past Coal уже присоединились: Дания, Италия, Бельгия, Франция, Великобритания, Австрия, Швейцария, Швеция, Канада, американские штаты Калифорния, Вашингтон и Орегон.
Поэтому когда начинаются разговоры о невозможности сокращения угольной генерации в Сибири, невозможности её замещения и «национальную безопасность», хочется напомнить, что Канада, например, занимает пятое место в мире по производству энергоресурсов (6% мирового производства). Тоже, знаете ли, не курорт. Ряд отраслей промышленности — целлюлозно-бумажная, цветная металлургия, добыча нефти и газа, суровый климат и отсутствие пространственных ограничений, отопление — требуют огромного количества энергии.
Так вот, ТЭК Канады — один из самых развитых в мире. И там очень высокая доля гидроэнергии — более 50%. Это один из факторов низкой стоимости энергии, что позволяет использовать её в теплоснабжении.