Кавалерийский корпус генерала Шкуро нанес красным неожиданный удар, после чего «цветные части» Кутепова и Терская кавалерийская дивизия повели наступление на Харьков, отрезая его с нескольких сторон. Красные командиры проявили себя полными дилетантами и не смогли разгадать замысел двух белых генералов. 23 июня был взят Белгород, что прервало связь Харькова с основными силами красных на севере. В это же самое время на восточной линии наступления шли бои у станции Лосево – ключевого транспортного пункта. На следующий день Лосево взяли, тогда же прославленный Дроздовский полк под командованием Антона Туркула смял оборону большевиков и вступил в город, где красные только что закончили подавлять восстание. Его подняли харьковчане, как только белые части подошли к границе города.
Туркул так описывал день штурма: «Это было прекрасное утро, легкое и прозрачное. Батальон пошел в атаку так стремительно, будто его понес прозрачный сильный ветер. Наша атака мгновенно опрокинула красных, сбила, погнала до вокзала Основа, под самым Харьковом. Красные нигде не могли зацепиться. У вокзала они перешли в контратаку, но батальон погнал их снова. 1-я батарея выкатила пушки впереди цепей, расстреливая бегущих в упор. Красные толпами кинулись в город. На плечах бегущих мы ворвались в Харьков. Уже мелькают бедные вывески, низкие дома, пыльная мостовая окраины, а люди в порыве атаки все еще не замечают, что мы уже в Харькове. Большой город вырастал перед нами в мареве. Почерневшие от загара, иссохшие, в пыли катились мы по улицам. Мы ворвались в Харьков так внезапно, порывом, что на окраине, у казарм, захватили с разбега в плен батальон красных в полном составе: они как раз выбегали строиться на плац».
В течение целого дня шли тяжелые уличные бои, а 25 июня подошедшие части красных под командованием Александра Пархоменко попытались отбить город, но были разгромлены и обращены в бегство. В Харьков вошли полки ВСЮР, их встречали цветами, русскими флагами и звоном колоколов. На главной площади перед Никольским собором состоялся большой парад добровольческой армии. Части Красной армии, оборонявшие Харьков, практически перестали существовать, при этом белые благодаря тактическому искусству понесли очень небольшие потери. Взятие Харькова стало одним из ключевых событий летнего наступления ВСЮР и подвигло Деникина к изданию Московской директивы.
Главнокомандующий так поверил в силу ВСЮР, что вопреки советам более осторожных генералов (среди которых оказался барон Врангель), приказал как можно скорее развивать наступление на Курск и Орел, чтобы затем взять столицу Советской России – Москву. К сожалению, оказалось, что силы красных куда более многочисленны, чем на это рассчитывало командование ВСЮР. В октябре наступление встало. Красные заключили мир с поляками, которые предательством русской армии купили себе изрядное приращение границ, и смогли договорить с Махно, поднявшим мятеж против белых в тылу ВСЮР. В декабре 1919 года последние части Корниловского полка, удерживающие Харьков, покинули город и отступили на юг.
Больше наших новостей и текстов о вечном читайте на
https://czar.chat