Царский календарь: 29 июня 1911 года. Спущен на воду первый русский дредноут «Севастополь»
После завершения славной эпохи парусного флота мировое кораблестроение на несколько десятилетий оказалось в состоянии поиска новых путей развития. Кораблестроители создавали все новые типы судов, экспериментировали с вооружением и бронированием, но все никак не могли нащупать идеальный тип тяжелого боевого корабля. В конце XIX – начале ХХ веков возобладал подход, что главное в морском бою - это плотный огонь по противнику из скорострельных орудий среднего калибра. Однако по мере совершенствования броневой защиты кораблей, увеличения их скорострельности, развития прицельных приборов, оказалось, что возможно совершить настоящую революцию в морском деле. Это доказала русско-японская война, где в ходе Цусимского сражения была продемонстрирована низкая эффективность среднекалиберной артиллерии.
Революция произошла в 1906 году, когда в Великобритании спустили на воду «Неустрашимого» (по-английски «Дредноут»), давший название новому типу линейных кораблей. Ознакомившись с его возможностями, все великие морские державы немедленно пересмотрели свои кораблестроительные программы – теперь что-либо значили только дредноуты. Этот корабль стал воплощением новой концепции: тяжелая броня, мощный двигатель, обеспечивающий высокую скорость, и, главное, только «большие пушки». Вместо множества средних орудий корабль был вооружен десятью 305-миллиметровыми, размещенными в пяти башнях. Это позволяло вести бортовой огонь из восьми пушек, давая немыслимую ранее поражающую мощь, и начинать бой на дистанции, когда противник ничего не мог сделать дредноуту.
В мире началась «дредноутная гонка», но это соревнование оказалось по силам совсем небольшому числу стран. Выяснилось, что требования к промышленности для строительства линкора столь высоки, что лишь девять государств могут себе позволить строить собственные дредноуты: Великобритания, Германия, США, Франция, Италия, Япония, Австро-Венгрия, Испания, и, конечно же, Россия. Другие государства, желающие обзавестись дредноутами, были вынуждены заказывать их производство на верфях стран-лидеров гонки. Стоит отметить, что в строительстве линкоров русская промышленность опередила такую великую морскую державу, как Франция, и оказалась наравне с Японией, введя в строй первый линкор в 1911 году.
В Российской империи решили не размениваться по мелочам и заказали сразу серию из четырех кораблей, первым из которых стал «Севастополь», давший название всему типу своих систершипов. Отличительной особенностью «Севастополей» стала необыкновенная орудийная мощь: двенадцать 305-миллиметровых орудий, в четырех башнях по три пушки. Новые русские корабли превосходили все, что на тот момент могли предложить страны-конкуренты. Сопоставимые по силе бортового залпа «Вайоминг», «Азенкур», «Курбэ» и «Фусо» появились позднее. Причем русские 305-миллиметровые орудия Обуховского завода заслуженно считались одними из лучших в мире. Часто проект «Севастополь» обвиняют в слабом бронировании, но стоит учитывать, что русская система бронирование обеспечивала наибольшую площадь защиты среди всех конкурентов и при этом не уступала сопоставимому с ним американскому проекту «Вайоминг». Большим преимуществом русских линкоров была скорость, ставившая их между тяжелыми кораблями других стран и быстроходными линейными крейсерами.