Раб - это звучит гордо.
(Запощу-ка я, раз уж речь зашла о рабстве, свой текст двухлетней давности)
Вопрос: как распознать идиота?
Ответ: он(а) думает словами. Идиот - стихийный идеалист, он считает, что если существует слово, то существует и более-менее однородное явление, которое это слово обозначает. Возьмём к примеру слово «рабство». В массовом сознании, раб это человек который:
1. Лично несвободен - привязан к семье или личности владельца
2. Является собственностью - его можно купить и продать за деньги/обменять на ништяки.
3. Имеет низкий социальный статус и вообще оскорблен, унижен и нищ.
Легко убедиться, что пункты 2 и 3 никак не вытекают из пункта 1. Между тем, в сознании обывателя они неразрывно связаны другом.в.
Допустим, янычар принято называть slave-soldiers - дескать они в этом смысле принципиально отличаются от свободных солдат Европы. Действительно, они обладали признаком (1) будучи привязаны к личности султана. Но вот признаком 2 - нет: не было случая, чтобы янычар продали или обменяли. «Свободных» же европейских солдат продавали как скот: Петр 1 обменял своих солдат на Янтарную комнату, саксонский курфюрст Август Сильный - на фарфоровый сервиз. Гессен вообще поставил продажу своих солдат на конвейер (на этом кстати Ротшильды поднялись). Но их почему то никто не называет рабами.
Дальше хуже. В реальности существовало множество разнообразных статусов, сочетающих пункты 1,2,3 в разных комбинациях. Чтобы как-то их упорядочить, рассмотрим 2 наиболее часто встречающиеся: (1) - патриархальное рабство и (1,2,3) - классическое. О классическом говорить не будем - о нем все и так знают, перейдём сразу к патриархальному.
В древнем Риме слово familia поначалу означало семью и рабов ей принадлежащих. Впоследствии, в латинском это слово стало означать только рабов. Аналогичное «смешение» содержится в русском термине «домочадцы» = семья + чада, челядь, т.е. рабы.
На самом деле, никакого смешения тут нет. В патриархальном обществе раб - это и есть младший член семьи: нет никакой чёткой грани между ним и другими младшими членами, теми же детьми. За раба, например, в принципе можно выдать свою дочь.
В некоторых случаях быть патриархальным рабом может быть круто и престижно - если ты «раб», т.е. младший член крутой семьи, например, султанской или императорской. В этой связи становится понятным, например, недовольство маньчжуров-«знаменосцев», которым в 1902 запретили называться «рабами» императора. Для них слово «раб» указывало не на то, что они чья то собственность, а на статус младших членов императорской семьи, мукуна Айсин Гиоро, правящей Китаем династи Цин - потомков Нурхаци-хана. И отказ правящего дома считать их «рабами» не был связан с каким то там «освобождением», а только с тем, что правящему дому они стали не нужны. «Не брат ты мне, знаменосец Цзиньлян».