Последняя часть рейтинга книг, которые лично мне помогли выйти на новый уровень понимания сервисов, продуктов и инноваций.
3 – Robbie Kellman Baxter – The Membership Economy: Find Your Super Users, Master the Forever Transaction, and Build Recurring Revenue (2015) (рус. – "Экономика участия")
Консультантка из Кремниевой долины Робби Бакстер подробно рассказывает о том, как организации и фирмы переходят от единоразовых транзакций к модели долгосрочных отношений – это модели подписки, членства, участия в клубе и др. Например, Adobe и Microsoft перестали отгружать диски с программами и перешли на модель подписки, потому что облачные технологии позволили это сделать в необходимом масштабе. НКО на западе вообще начинали с модели членства, но развитие современных технологий выводит практику на совершенно новый масштаб. Особенно понравилось наблюдение – "службу поддержки" необходимо забыть, у вас должна быть "служба успеха" вашего клиента или бенефициара. НКО в России уже несколько лет доступны рекуррентные пожертвования. Для многих НКО одним из показателей успеха и устойчивости является доля рекуррентов во всем объеме пожертвований. Мне кажется, эта книга поможет понять, как сделать взаимоотношения между вашими донорами и сторонниками глубже и качественнее (не стоит, правда, забывать, что постоянно придется переносить опыт тех.компаний на нашу скромную делянку).
2 – Marty Cagan – Inspired: How to Create Tech Products Customers Love (2008/2017)
"Inspired" (в российском переводе "На крючке" – какой-то переводческий фейл) – это произведение одного ряда с Lean Startup Эрика Риса или Scrum Джеффа Сазерленда. Если вы занимаетесь продуктовым дизайном (а нынче любая ваша осознанная деятельность вовне – это продукт). Ключевые понятия книги – product discovery (открытие продукта – постоянное исследование потребностей пользователей) и product delivery (доставка продукта – т.е. непрерывная разработка продукта, для того, чтобы тот отвечал потребностям). Иллюстрируя процесс, Каган приводит истории, которые кажутся сейчас очевидными, но не были очевидными в процессе создания – например, Google совершенно не был уверен в успехе Google AdWords (система контекстной рекламы), а Apple – в успехе iTunes Store. Их успех – результат работы продукт-менеджеров, разговор с пользователями и командой. Представьте, что проект вашего гранта – это продукт, который не прописан в гранте заранее, а который только предстоит открыть в рамках тесного взаимодействия с вашими благополучателями – вот это действительно меняет понимание того, как НКОшники должны делать свою работу.
1 – Mihaly Csikszentmihalyi – Creativity: The Psychology of Discovery and Invention (1996)
Завершить обзор я хотел бы классическим трудом Михая Чиксентмихалого (вроде как, склонять его фамилию стоит именно так) про креативность. Чиксентмихайи – автор концепции "потока" (то состояние поной концентрации и потери чувства времени, в которое входят все сотрудники НКО в ночь перед дедлайнами по написанию заявок и годовых отчетов). Во-первых, системный подход психолога показывает, что креативность это не только обилие у нас с вами интересных идей – это система, состоящая из трех элементов: 1) кодифицированная область знаний, 2) поле экспертов, которые могут оценить приносим мы что-то новое в этот мир или нет, 3) и только одна часть этого системы – индивид и ее/его поведение. Если мы хотим, чтобы любая из областей, которой мы занимаемся начала давать урожай инноваций, нужно растить все три элемента: кодифицировать и собирать знания, создавать сообщество экспертов и поощрать креативное поведение у участников процесса. Наконец, "Креативность" занимает первое место в моем рейтинг из-за стиля. Чиксентмихайи создает очень приятное чувство от прочтения – он пишет о нобелевских лауреатах и известных ученых, рассказывает их маленькие секреты и лайфхаки продуктивности. И сразу представляется, что и наша жизнь не так уж и рутинна и будет нести какие-то плоды для общества.
На этом, пока все. Читайте больше.