
Философия - сложная наука, и зачастую читать серьёзные философские работы очень непросто. Однако великие мыслители не брезговали доносить свои мысли до широкой аудитории в том числе и с помощью художественных произведений. В подборке писателя Эстера Лесли для Guardian, перевод которой публикует сегодня @theidealist, приведены примеры блестящего использования художественного потенциала романов и повестей для демонстрации философского мировоззрения. Рекомендуем всем, интересующимся философией и интеллектуальной литературой
"Философия кажется сухой и более напоминает математику или судебные документы, нежели искусство, однако некоторые философские работы отличаются игривостью языка и поэтической чувственностью, они даже изучались с позиции их литературной и художественной ценности. Жан Бодрийяр, например, изобрёл термин «теоретическая фантастика», он разрабатывал сценарии будущей мировой реальности, которые стояли на разряд выше научной фантастики по своей неконтролируемости и невероятности. В данном случае, он руководствовался желанием показать абсурдность знаков и значений.
Постмодернистская подозрительность явилась не единственной философской нишей, в которой мыслители прибегали к фантастке для выражения своих представлений о мире. Непревзойдённую работу Гегеля «Феноменология духа» можно читать как пространный роман, в котором персонажи, аватары духа, движутся через мир и историю. Жан Ипполит, переводчик этого творения на французский, назвал его «философским романом»: в одном из разделов личности Господина и Раба жарко обсуждают вопрос признания. Ницше придавал значение форме и его «Так говорил Заратустра» часто попадает в списки работ наиболее видных философских мыслителей. Произведение отличается наличием главного героя и сюжета, схожего с жанром воспитательного романа, где драматический герой–учитель познаёт мир, извлекая уроки из своих ошибок".
https://theidealist.ru/philosophersfictions/
#TheGuardian #человек #общество #философия #литература









