🏦
Как необанки меняют наше представление о финтехеКазахстанские банки столкнулись с проблемой в 2020 году. Огромные open space офисы были неприемлемы во время пандемии, большой штат нужно было отправить на дистанционку, а филиалы - закрыть. В такой ситуации возникает множество вопросов: как сохранить безопасность и контролировать работников, обеспечить клиентов всеми услугами. Для казахстанских банков был бы очень полезен опыт необанков, которые задавали себе эти вопросы еще пять лет назад.👥
Необанки влияют на клиентовВ 2020 году необанки нарастили аудиторию в 53 млн человека по всему миру - это на 12 млн больше, чем в 2019. По данным Capgemini, 70% пользователей предпочитают необанки из-за низких комиссий, 68% — из-за простоты использования, а 54% — из-за скорости обслуживания. Бесфилиальный банкинг позволяет не стоять в очередях или записываться в очередь заранее, а получить весь спектр услуг онлайн. За пять лет удобность необанков набрала клиентов: Revolut увеличил аудиторию в 60 раз. В СНГ тоже есть необанки: «Тинькофф» существует с 2006 года, а украинский monobank - с 2017 года. В Казахстане их до сих пор нет.
Недостатком отношений необанков с клиентов является высокий риск набора неплатежеспособных пользователей. Расширение пользовательской базы и отказ от взаимоотношений с бизнесом — необанки редко обслуживают юридические лица — влечет за собой рост рискованности кредитного портфеля. «Тинькофф» за 2019 год раздул портфель на 66%, за полгода 2020 впервые сократил его. Это лишь говорит о том, что банк настолько неразборчиво раздавал кредиты, что к пандемии ему пришлось снизить риски.
💵
Необанки влияют на банкиНеобанки повлияли на систему банкинга буквально во всех сферах обслуживания и работы. Внезапно неповоротливые гиганты осознали, что им не нужно так много штатных сотрудников, вездесущих филиалов и колл-центров. Так, например, банковская сеть BBVA купил необанк Simple с всего 100 тысячной аудиторией. Уже не говоря о том, что необанки косвенно запустили автоматизацию: предложили цифровой кредитный анализ клиента, упрощенный вид транзакций, иной подход к HR. Клиенты же начали доверять банкам, которые предлагали заботу о комфорте пользователя.
Однако у этого есть обратная сторона: необанки сложно окупаются. Низкие комиссии с каждым годом все больше перестают быть преимуществом. Регуляторы по всему миру снижают комиссии, что приближает обычные банки к нео-собратьям. Другая статья дохода — Чистый процентный доход, когда прибыль от процентов за кредиты минусуется расходами на депозиты, — как мы уже сказали, влечет за собой рискованный кредитный портфель. Инвестиционный бум закончился с сокращением прибыли в Monzo: с $2,6 млн в 2019 до $1,6 млн в 2020. У Revolut другая проблема: число работников выросло с 633 в 2018 году до 2 261 человека в 2019. При прибыли в $211 млн банк потратил $352 млн на обслуживание своей 13 млн аудитории.
🇰🇿
Необанки влияют на КазахстанНеобанки заняли свою нишу и решают проблемы, которые напрашивались еще в 2017 году. Их окупаемость, дальнейшее наращивание клиентской базы и рискованный кредитный портфель и b2b-отношения - вот что стоит сейчас на повестке дня. Удобные приложения есть у каждого уважающего себя банка, а дистанционных услуг становится все больше, очередей - все меньше. Тем удивительнее, как история необанков обошла Казахстан. В нашей стране нет официально никакого банка. Конечно, речь не о филиалов, их нигде нет. Но переводы на нашей валюте, корпоративное сотрудничество или банальные карточки - ничто не говорит о присутствии в нашей жизни необанков.
Телеграм-канал: @thetechkz@thetechkz