Size: a a a

Урбанизм как смысл жизни

2020 April 02
Урбанизм как смысл жизни
В какой момент государство стало забирать у нас все больше прав и полномочий, стараясь при этом дистанцироваться от социальных обязательств?

В конце XVIII столетия человека стали рассматривать как индивида, нацеленного на максимизацию собственной полезности. Тогда же появилась и политика о чистой жизни, построенная на управлении живыми существами. Мишель Фуко - французский философ XX века - назвал этот феномен “биополитикой”. Примером такого “рационального” государства он считал Советский Союз.

В 20-е годы советское общество ожидала грандиозная биополитическая трансформация, целью которой было изменение привычного поведения людей в соответствии с требованиями эффективного управления. В концепции, предложенной Фуко, государство формирует биочеловека, прививает ему определенные габитусы, непрерывно вмешивается в его жизнь, контролирует все его биологические процессы. Именно к этому и стремилась советская власть, а Сталин стал главным “художником” в этом “тотальном произведении искусства”.

Идеей такого “искусства” была стандартизация жизни объединенных рабочих коллективов. Так появились дома-коммуны: совместное производство, совместное потребление, общие дискуссии, общий досуг. Появилась потребность в театрах и клубах, цель которых была больше лечебная, нежели просветительская или развлекательная. Они, скорее, имели форму психофизиотерапии, а люди ходили туда лечиться бессознательно, таким образом спасаясь от эмоционального перегорания. И театры вновь возбуждали в пролетариате производственную энергию, желание работать.

Так и начался расцвет эпохи конструктивизма. Например, клуб имени Русакова в Сокольниках - один из шедевров конструктивистской архитектуры - был местом для отдыха, где рабочие должны были проводить свое свободное от работы время. Внешне он напоминал шестеренку - видишь шестеренки на работе, не забываешь о них и в нерабочее время. В этом здании были и столовая, и библиотека, и кружковые помещения, а также огромный зрительский зал, который мог превратиться в 6 малых кинозалов за счет выдвигающихся ширм.

И таких клубов было много: клуб “Красные текстильщики” для рабочих текстильной мануфактуры; клуб “Пролетарий” завода “Компрессор” - для металлистов; если вводишь троллейбус - клуб профсоюзов коммунальников имени Зуева; и много других. Некоторым из них удалось сохранить свою первоначальную функцию. Например, все в том же Русакова сейчас располагается театр Романа Виктюка.

Но только сегодня мы начинаем переосмысливать эти практики. Наш взор уже не затуманен идеологией, мы можем смотреть на эти вещи более объективно и изучать этот вопрос более глобально. Ведь те самые “художники” в виде советской власти способствовали массовой урбанизации и смогли создать целый класс рабочих из обычных крестьян, а благодаря театрам и клубам инициировали повсеместное развитие культуры, спорта, науки и образования. И теперь эти проекты уже не кажутся такими утопическими, а, возможно, даже могут рассматриваться как практики с большим вниманием к человеку.  

#социологиягорода #всякаяурбанистика #городскиеидеологии #биополитика
источник
Урбанизм как смысл жизни
​​Объявляю на время карантина и самоизоляции 50% скидки на онлайн-консультации по урбанистике, социологии города и городским исследованиям!

Формат услуги - 1 час по Скайпу, Zoom, WhatsApp или Google Hangouts.

1. Если вы школьник, студент, преподаватель или научный сотрудник и вам нужна консультация по вашему исследовательскому проекту или учебному курсу - консультация бесплатна.

2. Если вы городской активист, представитель НКО или общественного движения - стоимость консультации 1500 рублей.

3. Если вы представитель социально-ответственного МСБ или социальный предприниматель - стоимость консультации 2250 рублей.

4. Если вы представитель корпоративного сектора или крупного коммерческого проекта - стоимость консультации от 5000 рублей.

5. Для бюджетных учреждений и государственных структур стоимость консультации устанавливается в зависимости от региона и города.

6. Если вы хотите получить консультацию по выбору жилья, покупке квартиры или переезду в РФ - стоимость консультации 2500 рублей.

7. Занятия по профессиональной переподготовке специалистов по городским исследованиям 2500 рублей

Как устроена консультация?

- Вы пишите мне в социальных сетях или в Telegram, мы с вами договариваемся о дате и времени.

- Вы переводите мне авансом половину стоимости консультации.

- Вы присылаете мне описание вашей проблемы и все необходимые материалы для того, чтобы я смог вникнуть в эту проблему.

- В означенное время мы созваниваемся и работаем с вашей проблемой.

Думаю такой формат будет наиболее удобен как мне, так и всем кто хочет, чтобы я уделил внимание их проекту.

#всякаяурбанистика #урбанизмкаксмыслжизни #социологиягорода #прайслист #коронавирус
источник
2020 April 03
Урбанизм как смысл жизни
А вот почитайте рефлексию Дмитрия Заеца про Культурный центр Ново-Молоково, самый известный в Подмосковье соседский центр. Как это работает, какие проекты удались, какие нет, как менялось понимание и функционал соседского центра со временем.

#урбанизмнапочитать #добрососедство

http://soobscha.org/projects/neighbors-raising/kc
источник
2020 April 04
Урбанизм как смысл жизни
​​В следующую среду 8 апреля в 12:00 по московскому времени в эфире инстаграма Девелопмент 2.0. будет разговор с социологом города Петром Ивановым о настоящем и будущем жилищного строительства.

Как по-разному отреагировали на советское микрорайонное наследие Польша и Россия? Какие идеологии сражаются за доминирование в отечественном подходе к жилищному строительству? Почему в текущем кризисе выживут только самые простые и самые сложные девелоперы?

И многое другое! Подключайтесь!

#девелопмент20 #всякаяурбанистика #интервью #петриванов #гражданскаяинженерия
источник
2020 April 06
Урбанизм как смысл жизни
​​Руководитель Центра городского маркетинга Константин Гаранин создал петицию, в которой призывает Мэрию Москвы переправить бюджетные средства с благоустройства на поддержку малого и среднего бизнеса, а также людей в сложной жизненной ситуации, в частности потерявших работу.

От одних только петиций бюджетные приоритеты не поменяются, однако консолидация вокруг этой позиции профессионального сообщества - важный шаг на пути к изменениям. Еще не так давно, когда на фоне экспансивного развития программы "Моя Улица" и других благоустроительных начинаний Москвы многим казалось, что никакой беды и нет, в том что параллельно закрываются поликлиники и больницы, сворачивается социальная поддержка горожан и идёт наступление на малый и средний бизнес.

Москва стремительно хорошела, фейсбук заполнялся свидетельствами "Мой друг из Германии/Франции/Нидерландов считает Москву самой красивой столицей лучше Берлина/Парижа/Амстердама в сто раз", а хорошо оплачиваемые певцы администрации Собянина убеждали наивных горожан, что если одновременно растут расходы на благоустройство и сокращаются расходы на социалку - это никак не связанные вещи.

Разумеется, это связанные вещи. В урбанистической науке это называется austerity urbanism. Городская политика, построенная на перекладывании всех возможных издержек с власти и крупного бизнеса на акторов среднего и нижнего уровня. И в это плане рассуждение Сергея Собянина о том, что от поддержки малого и среднего бизнеса бюджеты треснут, на фоне вовсю играющихся тендеров на перекладку плитки выглядит архетипичной иллюстрацией austerity urbanism'a. Пусть МСБ и оставшиеся без работы горожане крутятся как знают, а крупный благоустроительный бизнес не останется без господдержки.

Наконец, нужно понимать, что во всём мире благоустройство - это не самоцель. Это инструмент, стимулирующий развитие малого и среднего предпринимательства в городе, инструмент помогающий горожанам решать свои повседневные проблемы, инструмент развития городской культуры. И только в столице нашей необъятной Родины благоустройство становится инструментом поддержки крупного бизнеса в ущерб горожанам.

Эта несправедливая садомонетаристская политика неприемлема. В особенности в условиях эпидемии и экономического кризиса. Она должна быть изменена.

Если вы согласны - подпишите петицию по ссылке - http://chng.it/dw6T5cknxs

#бзначитблагоустройство #урбанизмкаксмыслжизни #austerityurbanism #коронавирус #благоустроимсяпотом
источник
Урбанизм как смысл жизни
​​Редакция нашего канала взяла небольшое интервью у нашего нового автора - Виктории Деркач.

Р: Почему тебе интересны города?

В: В детстве мне удалось побывать во многих российских городах и всегда удивляло, насколько они могут быть разными. Помню, как меня впечатлил Краснодар, который очень сильно отличался от моего родного города — Тольятти. Сейчас я смотрю на это все более критично, уже появилось много вопросов и желание их решать. Тем более моя специальность — это политология. И мне кажется, что политология и города хорошо сочетаются.

Р: Какой город ты считаешь лучшим на земле и почему?

В: Лучший город — это тот, в котором тебе бы хотелось жить. Сейчас я живу в Петербурге и пока никуда уезжать мне не хочется — я люблю его архитектуру и историю. Но только в Хельсинки я почувствовала, что хотела бы попробовать пожить в похожем месте. Это была моя первая самостоятельная поездка за границу и я очень переживала. Но там я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и в безопасности, чего не ощущаю во многих наших городах. Это экологически чистый город, преимущество там отдают пешеходам и велосипедистам, и мне это нравится. И хотя у меня никогда не возникало желания уехать из России, хотелось бы, чтобы наши города стремились к такому же уровню.

Р: Какой город ты считаешь худшим на земле и почему?

В: Из тех, где я была, наверное, Сызрань. Время идёт, а там совсем ничего не меняется. Там не то что пешеходом быть небезопасно, а даже на машине ездить страшно; жилой фонд никак не обновляется, а нынешние постройки совсем обветшали. Много и других проблем, характерных для России, но там как-то совсем безрадостно, и окружившие город железнодорожные пути наводят тоску. А перспектив у города никаких не видно: бюджет мизерный, все забирают себе Тольятти и Самара.

Р: У тебя есть абсолютная власть и ты можешь полностью изменить одно конкретное явление в одном конкретном городе. Что ты сделаешь?

В: Так как я живу в Петербурге, я бы воспользовалась возможностью привести тут и в округе в порядок все объекты архитектурного наследия. Если все остальное еще может подождать, то они нет. Их очень много и каждый день они все больше приходят в упадок, а ведь это и есть одна из главных достопримечательностей, за которой сюда приезжают.

Р: Как твои умения и навыки могут менять города именно сейчас?

В: В университете нас учили проводить исследования и даже был опыт участия в серьезном проекте для Правительства Ленобласти. Поэтому, возможно, я бы смогла стать частью команды, которая занимается социологическими исследованиями городов, определять, что городу необходимо, и давать рекомендации по решению существующих проблем. И мне кажется, что писать у меня тоже получается неплохо, и я надеюсь, что это может перерасти во что-то большее.

Р: Как бы ты хотела изменить городскую жизнь в будущем?
В: Во-первых, хотелось бы развивать пешеходную среду и велосипедизацию. Я очень сильно не люблю машины: они опасны, вредят окружающей среде, а еще меня в них укачивает. И вообще хочется делать наши города экологичными и зелеными. Во-вторых, я люблю советский модернизм и хочу реанимировать многие заброшенные объекты. Считаю, людям нужно донести, что это не только серые панельки, но и крутое архитектурное наследие. Ещё транспортный вопрос нужно решать, с ним везде проблема: от небольших городов, где весь доступный транспорт — это маршрутки, до мегаполисов, как в Петербурге с его переполненным метро.

Р: Кто твой любимый исследователь городов и почему?

В: Так как сейчас я пишу исследовательскую работу о машинах роста, то, безусловно, Харви Молотч — американский исследователь, который эту концепцию придумал! Никакие другие работы я не перечитывала столько раз и не вчитывалась в них так тщательно, как у него!

#викаосебе #урбанизмкасмыслжизни #урбанинтервью #уксжредакция
источник
2020 April 07
Урбанизм как смысл жизни
У каждого города должен быть кризисный план, который будет содержать в себе не только план по восстановлению недвижимости/инфраструктуры, но и план по поддержке сообщества и горожан (в первую очередь!). Ниже интересная статья, тезисы:
- При происшествиях власти должны работать с людьми и сообществом круглосуточно, держать ситуацию под контролем и проявлять сочувствие
- Неожиданные события требуют сильного управления и слаженной командной работы специалистов.
Инструменты кризисного управления есть, и они в первую очередь включают работу с психическим и ментальным состоянием граждан, и уже во вторую очередь работу с восстановлением материальных ресурсов. Чрезвычайными ситуациями могут стать природные, техногенные или непредсказуемые ситуации - всего не угадать, и ввиду этого необходимо умело и гибко реагировать на случающееся. Никакие современные системы слежения и оповещения не заменят работы с сообществом и демонстрации уважения проблемам и потерям сообщества.
https://www.westerncity.com/article/crisis-management-cities
источник
Урбанизм как смысл жизни
​​В телеграм-канале https://t.me/nyhistory опубликовали важное наблюдение, которое иллюстрирует проблему расового и классового неравенства в капиталистическом мегаполисе. Проблема заключается в том, что в ситуации эпидемии коронавируса есть две ключевые группы, обеспечивающие распространение болезни.

Первая группа - это высокомобильные, богатые и властные люди, все вот эти Борисы Джонсоны и Львы Лещенко. Они активно перемещаются о миру, контактируют с большим количеством людей и обеспечивают распространение вируса на дальние расстояния. Однако же, эти же представители высшего класса в ситуации эпидемии оказываются в привилегированном положении - они могут себе позволить продолжительную самоизоляцию, имеют доступ к высококачественной медицине и за вычетом рисков связанных напрямую с коронавирусом чувствуют себя неплохо.

Вторая группа - это малообеспеченные, работающие на низкоквалифицированных работах и, в случае Америки, обладатели тёмного цвета кожи. Они вынуждены использовать каждый день общественный транспорт для того, чтобы добраться на работу. Они не имеют возможности не ходить на работу, потому как не имеют сбережений, им не на что самоизолироваться, а доступ к медицине также по финансовым причинам крайне затруднен. В результате, именно они становятся той группой, в которой идёт распространение вируса уже на местах, в самих мегаполисах.

В крупных российских городах их роль частично выполняют трудовые мигранты из союзных республик, частично вахтовики из других городов России. Но результат один и тот же - отсутствие адекватных мер социальной поддержки в условиях эпидемии вынуждает малообеспеченных горожан подвергать риску себя и окружающих, ежедневно нарушая карантин.

Помимо ужасов капитализма, в этой истории очевидным образом встает проблема общественного транспорта. Что, в  свою очередь, заставляет задуматься о системе расселения и распределении рабочих мест в городе.  Город с неравномерной концентрацией жилья и рабочих мест, а в особенности город  большого размера полностью зависит от общественного транспорта, который в условиях эпидемии становится серьезным фактором риска.

Скорее всего, когда эпидемия закончится усилится и без того нарастающий интерес к mixed-used девелопменту, а девелопмент ориентированный на общественный транспорт начнет терять свои позиции. Также, скорее всего, нас ждёт всплеск проектов идеальных городских районов с равномерными долями жилых единиц и рабочих мест, в которых перемещаются только пешком и на велосипедах/скутерах/самокатах, а общественному и автомобильному транспорту отведена исключительно магистральная роль.

#всякаяурбанистика #communismwillwin #ужасыкапитализма #неравенство #коронавирус
источник
2020 April 09
Урбанизм как смысл жизни
​​Мы с коллегами часто обсуждаем концепцию устойчивого городского развития под названием Happy Doomsday - Счастливого Судного Дня! Суть этой концепции заключается в том, что будущее городов нужно проектировать исходя из того, что Судный День уже наступил, вокруг Пустоши, международные системы торговли уже не работают. А городу нужно жить дальше, при этом, по возможности, не превращаясь в Junktown или New Vegas из серии игр Fallout. Да и сценария "Безумного Макса" хотелось бы избежать.

Для этого городу необходимо развивать локальное производство по возможности всей современной материальной культуры. Мебели, роботов, еды, медицинских препаратов, зданий, арт-объектов, театральных декораций. Звучит утопично, но на то Happy Doomsday и концепция, чтобы звучать утопично. Впрочем, практически весь технологический комплекс для развития городов в рамках этой концепции уже создан. И, разумеется, пионерами этой концепции являются участники мейкерского движения.

Коронавирусная эпидемия оказалась отличным полигоном для тестирования концепции Happy Doomsday. Движение мейкеров более всего развито у себя на Родине - в США. Уже сейчас множество локальных мейкерских мастерских производят в больших количествах медицинские маски, респираторы, костюмы биозащиты, печатают на 3d-принтерах недостающее медицинское оборудование. И, разумеется, обмениваются удачными решениями в области мейкерского изготовления этих предметов.

Ранее ни одна из этих мастерских не специализировалась на создании средств для борьбы с эпидемией, однако легкость смены деятельности, обеспеченная технологической гибкостью мейкерского оборудования и хайвмайндом сети мэйкерского движения позволила с скоростью, недостижимой для традиционной промышленности, переориентироваться на борьбу с эпидемией. При этом, большинство мейкеров работают с рисайклинговыми материалами, бывшим мусором. Так что можно сказать, что они спасают планету дважды.

Впрочем, здесь возникает неожиданный вызов - прежде гиперлокальным мастерским мэйкеров в условиях эпидемии необходимо налаживать сети коллабораций. Далеко не всё оборудование для борьбы с вирусом можно сшить или напечатать на 3d-принтере. Поэтому сейчас по всей Америке создаются локальные сети поставщиков ресурсов, мейкерских мастерских и предприятий, которые в онлайн-режиме создают распределенные мануфактуры, способные производить всё что угодно, необходимое для борьбы с эпидемией.

В России, к сожалению, несмотря на схожий с США дефицит медицинского оборудования и фактический уход Правительства и Президента от решения этой проблемы (поддержка отдельных олигархов финансами - не в счет), нет такого развитого публичного мейкерского движения. Ближайшим аналогом являются распределенные мануфактуры в гаражах, культура гаражной экономики. Однако, в отличие от мейкеров, эта культура пока пребывает в серой зоне и, имея фактическую возможность выстраивать похожие экстренные экономические цепочки, вряд ли может интегрировать свои экономические процессы с официальными, в особенности официальной медициной. Риск выхода на белый свет, в публичное поле для отечественных гаражистов, к сожалению, означает смерть от внезапного полицейского внимания.

Впрочем, и это пройдёт.

#гаражнаяэкономика #мейкерскоедвижение #makermovement #коронавирус #happydoomsday #коллаборативнаяэкономика
источник
Урбанизм как смысл жизни
Продолжаем узнавать наших авторов чуть ближе! Сегодня на вопросы отвечает главный редактор и создатель канала - Петр Иванов.

Р: Почему тебе интересны города?

П: Когда я учился в старшей школе, мой учитель биологии вёл спецкурс по антропологии и рассказывал нам, школьникам, про то, что в наших городах была дворовая культура в советское время. А сейчас исчезла. Потом, когда я закончил бакалавриат по деловой и политической журналистике и не почувствовал, что получил высшее образование, я поступил на кафедру общей социологии в магистратуру. Когда в начале первого курса от нас потребовали выбрать тему диссертации, я сначала растерялся, потом вспомнил про дворовую культуру и начал её изучать.  

Р: Какой город ты считаешь лучшим на земле и почему?

П: Я считаю, что лучший город на земле это Ровинь. У меня даже есть стихотворение про него, изданное в сборнике “Стихи трёх поэтов”. Впрочем, это совершенно не модельный город, другим городам не нужно быть похожим на него. Не всем повезёт сочесть в себе стихии моря, сосен, гор, трубочного табака и травяных настоек. Лучше всего знать, что Ровинь существует, но не пытаться быть как он.

Р: Какой город ты считаешь худшим на земле и почему?

П: Екатеринбург. Екатеринбург - это моё самое страшное урбанистическое разочарование в жизни. В 2015 году я приезжал туда и весь город полыхал надеждой на творческое изменение, креативное развитие. Когда в 2019ом году я оказался там - я ощутил невероятную депрессию города, свинцовое небо, давящие высотки бизнес-центров, демонический хохот административных дуболомов, игнорирующих все профессиональные разработки активистов, учёных, архитекторов, планировщиков и урбанистов. Худшее - это не привычное “плохо”, но внезапно прервавшееся “хорошо”.

Р: У тебя есть абсолютная власть и ты можешь полностью изменить одно конкретное явление в одном конкретном городе. Что ты сделаешь?

П: Земельные и охранные отношения в Кимрах в Тверской области вокруг разрушающихся Торговых рядов.  Эти торговые ряды не успели построиться до революции, в советское время было десятки проектов по их возрождению, но они оказывались снова и снова в руинах. В начале девяностых туда пришла команда основателей урбанистики в России -  Александра Высоковского и его супруги Татьяны Абанкиной. Их идея была гениальна - создать на базе города кооператив, который восстановит Торговые ряды и обеспечит город финансовым ресурсом развития. И я уверен, эта идея должна воплотиться в жизнь.

Р: Как твои умения и навыки могут менять города именно сейчас?

П: Я умею создавать программы исследования, критиковать программы исследований, чтобы они стали лучше и собирать общественные движения. Я делаю это прямо сейчас, как и раньше делал и думаю делать дальше.


Р: Как бы ты хотел изменить городскую жизнь в будущем?

П: Я мечтаю о том, чтобы когда я приехал в экспедицию в Москву, чтобы узнать, как они там так эффективно снижают смертность в ДТП, шэф московского ГИБДД сказал мне: “О, мы в работе своей руководствуемся целями устойчивого развития и инструментами интегрированных территориальных инвестиций, а еще нам много дельных советов даёт Лёля Жвирблис, тоже социолог города”. Потому что нет лучше методолога городских исследований кроме Лёли Жвирблис, но это в сторону. Первые две позиции я наблюдал в Минске, так что я знаю, что моя мечта реальна. Третья позиция - челендж для меня и моей страны.

Р: Кто твой любимый исследователь городов и почему?

П: Конечно Роберт Парк! Он же панк, он призывал всех “Shit your pants in real research!”, а не сидеть в библиотеках. А еще он, как и я, в прошлом журналист и очень интересовался естественными науками, потому как был учеником ученика Дарвина. Это, может, звучит романтично, но я мечтаю о том, чтобы границы между социальными науками и естественными обратно пошатнулись и рухнули. У биологов и социологов больше общего, чем они сейчас могут представить.

#петриванов #урбанизмкаксмыслжизни #урбанинтервью #уксжредакция
источник
2020 April 11
Урбанизм как смысл жизни
​​17 апреля в 14:00 по Москве буду читать онлайн-лекцию в онлайн-лектории Информационного центра по атомной энергии про общественное здоровье и социологию города.

Всё как я люблю - немного велосипедов, немного природных фактов о голубях, чуть-чуть Чикагской школы, а также тётушка Гигиена и матушка Санитария.

Смотреть можно будет в ютуб-канале ИЦАЭ - bit.ly/2RsPZNj

Или в группе вконтакте - https://vk.com/krasatom

Вопросы к лекции можно задать в чате канала.

#ицаэ #всякаяурбанистика #общественноездоровье #анонс #гражданскаяинженерия
источник
2020 April 14
Урбанизм как смысл жизни
​​Одна из неизбежных проблем междисциплинарной деятельности заключается в том, что судьба идей внутри дисциплины и в смежных может очень серьезно отличаться.

Я очень люблю дискутировать с своими коллегами из разных отраслей науки и практики о пирамиде Маслоу. Как показано на картинке, в своей основе пирамида потребностей имеет простой тезис - сначала кушоц, потом читать Шекспира. Меняться нельзя.

Говоря серьёзно - то мысль в том, что есть базовые потребности, такие как безопасность, еда, сон, а есть потребности более высокого порядка, например самоактуализация через помощь другим, альтруистическое служение великим гуманистическим идеям и т.д. И, в случае если не получается есть и спать, то великие гуманистические идеи сами собой забываются.

Психология, внутри которой появилась эта теория иерархии потребностей, смотрит на пирамиду Маслоу как на интересный факт своей давней истории. Но вряд ли мы сможем встретить современную работу, в которой эта теория всерьез используется. Тем не менее, покинув академическую психологию пирамида не вымерла, но прочно поселилась в других полях - в менеджменте, маркетинге и урбанистике.

И вот тут начинается сложный этический разговор. Представьте, что в российском малом городе или неблагополучном районе работает команда исследователей, архитекторов и прочих урбанистов. А там вокруг - всё плохо. Тротуаров нет, детские площадки сломаны, лавочки жители сами спилили. И с чего в этой ситуации правильнее начать?

Логика иерархии потребностей говорит нам о том, что нужно начать с безопасности, с приведения в порядок тротуаров, с сообщения горожанам базового благополучия и комфорта. Но может быть и другая логика, которая исходит из того, что материальному благополучию должно предшествовать ощущение собственного достоинства.

В зарубежных исследованиях стигматизированных групп есть такая труднопереводимая на русский язык категория как empowerment. Это когда, скажем, уличного наркопотребителя кто-то в первый раз в жизни выслушал, сказал ему "Чувак, я тебя понимаю" и наркопотребитель вдруг почувствовал в себе силы для новой жизни, начал потихоньку подвязывать с наркотиками, пошёл в университет учиться, нашел работу, завёл партнёра и в общем вышел из своей трудной жизненной ситуации благодаря вернувшемуся к нему чувствую собственного достоинства и собственных сил.

И в этой логике вроде как и не нужно начинать с аккуратно положенного тротуара в городе, а нужно начинать с empowerment местного сообщества. Помочь сообществу вернуть себе свою историю, свои ценности, свою возможность влиять на свою среду обитания.

Очевидно, что оптимальное урбанистическое действие лежит где-то в срединной плоскости между этими двумя полюсами. Однако существующая в России практика явно перекошена в сторону пирамиды Маслоу, что, в свою очередь, делает городское благоустройство крайне неустойчивым. А поле колониальных экспертных спекуляций - неограниченным.

#пирамидамаслоу #социологиягорода #соучастие #чтонамнадо #эмпауэрмент
источник
2020 April 15
Урбанизм как смысл жизни
"Нам стоит бояться не вируса, а среды, которая позволяет неконтролируемо распространяться вирусу, а именно такая среда у стандартного мегаполиса типа Сингапура и Москвы. В Москве невозможно уследить, кто с кем контактировал — все со всеми. А когда у нас существует достаточно разреженная и четко локализованная структура расселения, то мы сможем выделять отдельные сегменты и, соответственно, чего-то с ними делать.
Мышление сильно поменяется, мы заново прочтем размышления гигиенистов XIX века.

Понятно, что это будут небольшие изменения, но мышление изменится у ста профессоров архитектуры по всему миру, у двухсот профессоров стоматологии, трехсот активистов по всем миру, и это уже создает своего рода умственную пандемию, которая, возможно, в горизонте XXII века приведет нас в другую систему расселения."

#урбанизмнапочитать #петриванов #коронавирус #будущеегорода

https://ria.ru/20200415/1570064889.html?fbclid=IwAR1exQT99BGbh7WFYwZ-hCkBdQdI5Kj_pw8urDV_VJfhebXPigIQuSs9V68
источник
2020 April 16
Урбанизм как смысл жизни
Сегодня мы вывели первые 13 долларов, которые нам перечислили наши подписчики на Patreon. Первое на что мы планируем их потратить - хостинг на Soundcloud для подкаста "Профессиональные горожане", который лаборатория Гражданская инженерия делает вместе со студией ЧЕРНЫЙ production.

Ждите в этом месяце новые выпуски!

А заодно - подписывайтесь на лабораторию Гражданская инженерия на Patreon, мы совершенно точно потратим ваши донаты на полезные и интересные дела!

Спасибо нашим патронам

- Nikita Ščiupakov
- Школа Поздеева

#поддержилабги #гражданскаяинженерия #патреон #профессиональныегорожане #blackrsk

https://www.patreon.com/laboratorygi
источник
2020 April 17
Урбанизм как смысл жизни
Приглашаем на лекцию «Урбанистика и общественное здоровье» в научном онлайн-лектории ИЦАЭ Красноярска!

17 апреля в 18:00 (14:00 мск) социолог города Петр Иванов в прямом эфире расскажет о том, как изменится жизнь городов после коронавируса, как мы будем работать и относиться друг к другу и какие задачи стоят перед городскими проектировщиками прямо сейчас.

Трансляция пройдёт на youtube-канале: bit.ly/2RsPZNj.

Присоединяйтесь!

#ЛабГИ #гражданскаяинженерия #профессиональныегорожане #ицаэ #петриванов
источник
Урбанизм как смысл жизни
​​Завтра в онлайн-формате пройдёт День открытых дверей программы Управление территориальным развитием МАРШ. Программу делают мои давние коллеги, да и я в какой-то момент с большим удовольствием сотрудничал с этой программой, так что рекомендую.

Отдельно прекрасно в этом то, что после этого можно будет послушать лекцию экологического журналиста, наблюдателя ООН и ангела нетворкинга с сфере экологии, устойчивого развития и НКО Ангелины Давыдовой!

#УТРО #МАРШ #урбанизмнапосмотреть #урбанизмнапоучиться

https://march.ru/about/events/185349/
источник
Урбанизм как смысл жизни
​​Что влияет на способность горожанина делать город лучше

Часто большой болью для горожан, активистов и специалистов становится невозможность сделать или получить быстрые и качественные изменения всего города сразу. Если через пару лет улицы не стали как в Европе, — то зачем тогда все это нужно и не лучше ли будет поискать другое место для жизни.

Но это ещё не такое плохое настроение! Бывают города, которые горожане описывают просто по-чёрному: ничего не меняется, мы никому не нужны, все кто могли уехать — уехали, и здесь живет только уныние и депрессия. Все эти примеры рассказов людей о своём городе можно объединить интересным понятием «городской нарратив».

Исследовательница Варвара Кобыща в своей работе «Это утопия, это болото»: жанры повествования о городе» разбирает жанры нарративов и описывает, как они влияют на идентичность горожан, понимание прошлого и настоящего города и, главное, на действия и будущее.

Оказывается, что проживая примерно в схожих материально-экономических условиях, жители одного города могут любить и развивать его сообща, а в другом даже новое благоустройство никого не вдохновит и не порадует. Определенные смыслы, истории, образы и символы, которые включает в себя городской нарратив, в одном случае работают на прогресс, в другом случае — на упадок.

Интересное здесь то, что городской нарратив можно конструировать и многие из нас делают это постоянно. Журналисты — когда пишут городские новости, краеведы — когда собирают историю, блогеры и пользователи социальных сетей — когда постят отзывы о городской среде, художники — когда рисуют город, активисты — когда рассказывают о своей деятельности, и многие другие.

Из всех этих небольших деталей рождается общая подвижная система смыслов и представлений о городе, которая может либо придавать значимость жизни здесь и наделять горожан гордостью за своё место, либо обесценивать каждую попытку что либо улучшить.

В этой связи большое значение, на мой взгляд, имеют городские исследования и социокультурное проектирование до начала разработки проектов благоустройства и строительства. Для того, чтобы эти проекты имели социальный эффект, чтобы были устойчивы во времени. Классная идея, когда проект развития городской среды возвращает сообществу горожан чувство собственного достоинства или укрепляет его.

А как вернуть/укрепить чувство собственного достоинства? Рассказать людям о них же. Помочь увидеть новые, ранее незаметные положительные и уникальные детали; вместе сформулировать вещи, которыми можно гордиться; описать истории, когда сообща получилось что-то изменить. И так пересобрать городской нарратив.

Что важно, нарратив не может быть выстроен на пустом месте, а опирается на существующие вещи и факты. Просто городам, как и людям, иногда нужно взглянуть на себя по-новому, чтобы вернуть веру в себя.

(На фото Красноярск в рисунках художницы Алины Долбилиной)
источник
2020 April 18
Урбанизм как смысл жизни
А вот и видео со вчерашней лекции "Урбанистика и общественное здоровье" в онлайн-лектории Информационных центров по атомной энергетике.

#всякаяурбанистика #урбанизмнапосмотреть #петриванов #ицаэ #ЛабГи

https://www.youtube.com/watch?v=HjEsfw1C3Ic&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3PTvK0SZ2GyrjZ-uw0F9JIjV06wtWqzFEALYwOnjrVhSCr_7-gFJ4mngw
источник
2020 April 19
Урбанизм как смысл жизни
На сайте Экспертного совета по малым территориям вышел материал о том, как заниматься соучаствующим проектированием в условиях эпидемии и почему нас ждёт год великих подвигов и наглых фабрикаций.

#экспертныйсовет #соучастие #социологиягорода

http://rusregions.com/souchastvujushhee-proektirovanie-onlajn/?fbclid=IwAR2y8cFb1IiwNw5EwHWrUa_XnQ4xcycbMfClI4pQtL8cOMHkENYyAWsopmU
источник
Урбанизм как смысл жизни
​​Написал для коллег из барного сообщества статью "Бары, квир и алкоголь", обзор исследований, связанных с квиром, гендером, пьянством и барами.

Для меня стало открытием, что главным достижением аксептанс-движений последних лет стало сокращение числа гей-баров и исчезновение гей-баров, знакомых нам по "Полицейской Академии".

В 2019 году больше нет "Голубой устрицы", теперь только Queer without beer - Квиры без кира. Никто не пьет, никто не танцует, никого не оглушает музыка.

В двадцатом веке у нас была великая эпоха, но всех сожрали хипстеры.

#mxlgst #itsokaytobegay #всякаяурбанистика #хипстерскийурбанизм

https://mxlgst.com/ru/blog/bary-kvir-i-alkogol/
источник