Участвовал тут в жюри красноярского конкурса проектов в сфере молодёжной политики «Ты – город» и по случаю того, что сегодня Красноярску 392 года не могу не написать про этот конкурс.
Во-первых, хочется отметить саму идею конкурса. Гранты на социальные проекты для физических лиц - очень ценный инструмент. Далеко не все желающие попробовать себя в социокультурных проектах готовы сразу к регистрации НКО, сложной бюрократической отчетности и т.д. А комфортная возможность попробовать новую деятельность - залог комфортной среды социальных инноваций в городе.
Во-вторых, хочу написать про то, каким я вижу идеальный социокультурный ландшафт крупного города. Это видение во многом определяет мои симпатии и антипатии к тем или иным проектам.
Итак.
В городе обязательно должны быть обычные, дежурные, не хватающие звезд с неба проекты. Экофестивали, ярмарки, фестивали стрит-арта, гик-фестивали, фестивали туризма и спорта, театральные фестивали, открытые лектории. В общем, всё то, что может произойти абсолютно в любом городе и должно происходить в каждом. Это необходимое условие города, как пространства возможностей.
Также в городе обязательно должны работать социокультурные проекты в области дополнительного образования. Школьное и вузовское образования инертны, не успевают адаптироваться к жизни вокруг и, зачастую выбирают не адаптироваться. А где-то узнавать о робототехнике. финансовой грамотности, медиации конфликтов, психогигиене и мейкерстве горожанам остро необходимо.
Также необходимы действующие социокультурные проекты в области социальной интеграции. Детей, женщин, детдомовцев, мигрантов, инвалидов, пожилых. При этом проекты качественные, умеющие прорабатывать риски токсичной благотворительности, позитивной дискриминации, экзотизации и без того исключенных групп. Это сложно, это у нас пока мало кто умеет. Но без этого никак.
Наконец, для города важны территориально специфичные, уникальные социокультурные проекты работающие с собственной логикой города. Локальной историей, культурой, традициями, проблемами, парадоксами управления развитием, идентичностью. Это для большого города высший пилотаж социокультурного проектирования, самая сложная и трудная область. Такие проекты сложнее всего разрабатывать, инициировать и реализовывать. Уникальные задачи требуют уникальных решений.
Я рад, что из 79 заявок довольно много проектов попало в каждую из четырех групп. Количество попаданий пропорционально уровню сложности и первых было больше, чем четвертых.
Есть такое представление у недобросовестных проектантов, что можно написать любую чушь, добавить, что эта чушь про Великую Отечественную Войну и получить финансирование. Я считаю такие проекты глумлением над исторической памятью и не понимаю как авторам таких заявок не стыдно. Впрочем, таких проектов было всего ничего и были так же хорошие проекты по работе с памятью ВОВ.
Если посмотреть на проблематику проектов, то становится очевидно, почему я говор, что Красноярск это живой постиндустриальный город со всеми своими особенностями . Проектанты работают с инициативным мастер-планированием городской среды, профориентацией школьников и студентов, созданием и восстановлением арт-объектов, интеграцией мигрантов и инвалидов, обучением программированию и робототехнике, проблемами стресса и психического здоровья в период ЕГЭ, совместным времяпрепровождением детей и родителей, арт-терапией и взаимным образованием.
Для 392-летнего возраста очень хорошо, мне очень нравится такой Красноярск.
#твоё_время #красноярскменяется #гражданскаяинженерия #городбудущего #хорошийкрасноярск #петриванов