Представьте себе, что прямо посреди вашего города пролегает широченная трасса. Настолько широкая, что для того, чтобы ее пересечь, перебраться с одной стороны на другую, запущен отдельный вид транспорта. По этой трассе безостановочно едут грузовики, контейнеры с нефтью, военная и строительная техника — в общем, разное большое, а между ними лавируют грузовики поменьше, экскурсионные автобусы с туристами, маршрутки, легковушки. И вам нужно сесть в ваш автобусик и пересечь этот поток перпендикулярно. Трасса очень важна — она единственная в своём роде и не может быть ни закрыта, не перестроена. Она такая, какая есть, и это нужно принять.
Речь идёт о проливе Босфор, разделяющем Стамбул ровно посередине. Стамбул — огромный мегаполис, и пролив главная его транспортная артерия. Сложность заключается в том, что он одновременно используется для городских муниципальных перевозок и международного транзита, для гражданских судов и для судов военных, для судов пассажирских и грузовых. Это примерно то же самое, если бы трасса «Скандинавия» имела по 8 полос в одну сторону, проходила прямо по Неве, разрезая Петербург, а помимо дальнобойщиков и междугороднего и международного транспорта там бы ещё вперемешку ездили танки, экскурсионные и городские автобусы и легковушки горожан.
Каждый день по Босфору проходит 145 судов (6 судов в час, по одному судну в 10 минут), 27 из которых танкеры, везущие сырую нефть, перпендикулярно им совершаются сотни рейсов общественного и частного транспорта. Много это или мало? В Стамбуле заметно активное движение самых разных судов на воде, но не сказать, чтобы из них выстаивались привычные нам пробки. Тем не менее, пролив считается одним из самых загруженных в мире.
Казалось бы, интервала в 10 минут достаточно, чтобы корабли проходили пролив один за другим, не испытывая затруднений. И, может быть, это так и есть, однако трудности порой возникают для жителей Стамбула. Босфор — фактически международная трасса, которая идёт посреди их города, буквально под окнами, и на которую они не имеют никакого влияния. Турция не имеет права закрывать пролив и при этом не получает никакой выгоды за проход кораблей через свои территориальные воды. Стамбул вынужден пускать всех через себя, а иначе никак.
Активное движение, конечно, приводит к «дтп». Только за последние два года на Босфоре произошла 41 авария с судами. Были и серьёзные катастрофы:
корабли врезались в берег и
таранили жилые дома. А совсем недавно в проливе
потерял управление танкер. Обошлось без серьёзных последствий. Страшно представить, какая катастрофа произойдёт, если при крушении нефть выльется в пролив. А ещё турки боятся блокирующих аварий (ширина Босфора 700 метров в самом узком месте) — тем более после недавнего инцидента в Суэцком канале (где ширина 350 метров, а длина застрявшего контейнеровоза была 400 м).
Сейчас планируется построить канал западнее Босфора, который сможет пропускать до 160 судов в сутки. Вроде бы, этакая обходная дорога, типа КАД. Но улучшит ли это ситуацию? Канал построят не за городом, как автомобильные аналоги, а тоже в Стамбуле, прям мимо жилья. По нему устремятся суда, но Босфор то никто не закроет. В итоге проблема рискует лишь умножишься надвое. Работает ли тут та же логика, что и с автомобильным трафиком, или на воде все иначе? Возможно, канал поможет, если жестко контролировать трафик: сохранить его на прежнем уровне, разделив на канал и пролив, и не давать ему увеличиться.
В общем, со Стамбулом и Босфором ситуация очень интересная и уникальная.