Не помню писал я или нет, но давным давно начал замечать огромное количество грязных трюков мерчандайзеров.
Например lvl 1 — это собственно выкладка на "уровне глаз" и кассовая зона. Многие поставщики отдельно доплачивают за возможность лежать не наверху полок, не внизу, не в жопе магазина, а на самых видных местах и рядах с наибольшей проходимостью. Про шоколадки\конфеты и прочую ебалу на кассе и вовсе говорить смысла нет, так как они больше относятся к спонтанным покупкам, и обкатаны веками.
Уровень уже чуть покруче можно увидеть в магазинах электроники, где в ряде телевизоров или мониторов приоритетные позиции будут выкручены на максимум, в то время как остальные ВНЕЗАПНО могут даже специально исхуевить в настройках (например понизить контраст, яркость и цвета).
Само собой грязные трюки есть в любой сфере и это называется — dark ux patterns. Сейчас это преподносят как какое-то откровение и "новинку" в мире ux, но методам сто лет в обед. Недавно в Калифорнии ввели запрет на использование темных паттернов (интересно, лол, как они это собираются делать). А на
https://www.darkpatterns.org/types-of-dark-pattern собрана скудная кучка примеров, среди которых:
— Легкое оформление платной подписки и сложная ее отмена. Как пример могу вспомнить EA Play в Стиме (страница за 3 пизды) или
https://maze.co/ (отменить подписку можно только написав в поддержку).
— Изменение стоимости покупки на последнем этапе оформления заказа. Типичный пример — почти любой авиаперевозчик.
— Информация мелким шрифтом — это просто классика всех банков, оферт, договоров, которая за 300 лет перекочевала и в веб.
— Фейковые кнопки скачивания\перехода или же просто рекламный UI (элементы сайта перекидывают на рекламные клики). Страдают этим в основном ебаные помойнообменники файлов.
— Списание бабок без уведомления по окончанию бесплатного периода — тупо все аппы для мобил
— Невозможность разом убрать все галочки в большом списке. Тут я почему-то сразу яндекс.браузер вспоминаю и его раздел с найтройками уведомлений, где каждую галочку из 21й надо убирать руками.
— Манипуляция выдачей. Чаще всего так случается что последнее увиденное запоминается лучше, чем что-то первое. Особенно это удобно использовать при квизах и отзывах. Если 2 варианта мало отличаются друг от друга, то с большей долей вероятности человек выберет 2й.