Я тут на фоне ряда интересных разговоров с рядом интересных людей, кажется, понял одну интересную вещь.
Извините, что я такое выкладываю в понедельник, но вещь очень печальная и не для впечатлительных, поэтому если у вас депрессия или апатия, то лучше отвлечься на что-нибудь попроще.
Смотрите, на Лайфе вышла статья, написанная женщиной, в которой десять лет прожил демон. Нет, серьёзно.
https://life.ru/980922Ура, мы одной ссылкой отсеяли аудиторию текста ниже по IQ.
Теперь поехали.
Давным-давно тёмной-тёмной ночью какой-нибудь доисторический пещерный человек бежал то ли за самкой, то ли за мамонтом, споткнулся и упал. Добыча, конечно, ушла, торопиться было некуда, поэтому он встал, спокойно отряхнулся, и посмотрел вверх. Там его ждали звёзды. Он первым в истории человечества посмотрел на них очень-очень внимательно и вдумчиво. И то, что он понял напугало его самых глубин его дикой души.
Он понял, что рано или поздно умрёт. Перестанет существовать, испарится, исчезнет. Вслед за ним спустя тысячи лет перестанет существовать, испарится и исчезнет всё то, что хоть как-то служило доказательством его бытия: его потомки, плоды его трудов, дома, города, страны и целые народы. Но даже когда атомы, из которых состояло его тело, окажутся на расстоянии световых лет друг от друга, звёзды продолжат светить. Он и слов-то таких не знал, “атомы”, “световые годы”, поэтому просто замер в священном ужасе перед вечностью. Несмотря на то, что слова “вечность” не знал тоже.
И чтобы хоть как-то скрыться от этой мысли он принялся стучать палками по натянутым шкурам, рисовать угольками на стенах своей пещеры мамонтов да самок и сочинять ритмичные напевы. Это убаюкивало, сбивало с толку и позволяло отодвинуть ужас в пыльный угол его избыточно большой черепной коробки. Он породил искусство только чтобы отвлечь себя от пугающей мысли о том, что его жизнь — возможно самое незаметное для Вселенной явление.
Другие сородичи, похитрее, придумали унимать этот панический страх не пением под барабаны или живописью, а ложью. Говорить людям, что после смерти их отведет к этим самым звездам бородатый старик. Или что после смерти они сами станут звёздами, если будут хорошо себя вести и соблюдать ряд определённых правил. Или что звёзды как раз и есть те, кто решают, хорошо ты себя ведёшь или нет. Между собой авторы этих смелых теорий не могут договориться до сих пор. Ни о звёздах, ни о правилах, ни даже о длине бороды старика. И пока они спорят люди продолжают умирать, доказательства их существования исчезать, а звёзды - спокойно светить.
Но сейчас ужаса стало меньше, конечно. Мы придумали столько способов отвлечь себя от той самой мысли пещерного человека о смерти и звёздах, что у нас на них все не хватает времени. Поэтому те объекты искусства, которые наперекор страху напоминают о неминуемости смерти и малозначимости человеческой жизни в картине Вселенной — великие. Потому что сталкивают нас с реальностью, которая больше нас и позволяют хоть чуть-чуть, но примириться с неизбежным. Поэтому сериал “Рик и Морти”, песни рэпера Хаски и фильм “Логан” - невероятные объекты искусства, а группа “Серебро”, фильм “Защитники” и книги Мураками - будущая космическая пыль. Именно поэтому от любой истории, которая заканчивается хорошо, за милю веет пиздежом. Потому что самая главная история - твоя - точно, со стопроцентной гарантией, кончится плохо.