Тема зависимости США от импорта редких элементов все чаще поднимается как в прессе, так и в самой Администрации. Редкоземельные элементы составляют основу всего хоть сколько-нибудь технологичного производства - от телефонов до крылатых ракет, являясь одним из столпов американского технического превосходства.
В этом контексте, в самое ближайшее время ожидается начало работ над вторым этапом изданного в декабре прошлого года президентского указа о федеральной стратегии по обеспечения сохранности и надежности поставок критических полезных ископаемых.
На первом этапе Министерством Внутренних дел была дана оценка зависимости американского индустриального комплекса от иностранного импорта и составлен список из 35 особо важных минералов, в области добычи, обработки и производства которых США имеют критически мало возможностей.
Крупнейшая американская добывающая компания в данном секторе - Molycorp, была вынуждена объявить банкротство в 2015 после того, как Китай нарастил экспорт (чему косвенно поспособствовала политика тогдашней Администрации) и обвалил цену на рынке редкоземельных ископаемых. В результате чего главное месторождение в Америке - Маунтин-Пасс было продано прошлым летом за $20.5 млн китайской MP Mine Operations LLC, финансируемой Pala Investment - фондом российского олигарха Владимира Йориха.
Наиболее сильно от этого рискует пострадать оборонно-промышленный комплекс, но несмотря на это в президентском запросе на FY-2019 для Армии, Флота и ВВС в совокупности выделено всего лишь порядка $180 млн для проведения политики в области индустриальной базы и еще $38 млн для DPA (Defense Production Act) направленного на восстановление производственных мощностей.
То есть можно констатировать, что из более чем $716 млрд запрошенных на FY-2019, даже с прибавкой косвенных трат по другим программам, расходы на развитие производства не одной достигают и 0.1 процента, чего недостаточно ни для ликвидации отставания от Китая, ни даже для восстановления прежнего объема добычи и производства.
Если нынешний президент действительно намерен исправить ситуацию, то начинать надо с разрешения бюджетных распрей в Сенате и увеличения финансирования ОПК. Далее следует привлечь инвесторов к финансированию отрасли, устроив массовую дерегуляцию экологического законодательства. Прежде всего, законодатели должны ускорить процесс выдачи разрешений на разработку новых месторождений. Нынешние 7-10 лет являются попросту абсурдными, даже в соседней Канаде этот процесс законодательно занимает максимум 2 года.
Также, чтобы преодолеть отставание от КНР Америке также предстоит обратиться к союзникам, богатым редкоземельными элементами и редкими металлами, в частности, к Австралии, Канаде и, с недавних пор, Японии.
Резюмируя: для того, чтобы быть готовыми к полномасштабной торговой войне с Китаем, Штатам придется преодолеть гиперпартизанство в Сенате, ликвидировать законодательные преграды и заручиться помощью союзников. Только в случае выполнения всех этих трех условий США смогут рассчитывать на положительный исход.
https://i0.wp.com/www.nationalreview.com/wp-content/uploads/2018/03/critical-minerals-chart.jpgЛинк на заявление Министра Внутренних дел США -
https://www.washingtonexaminer.com/policy/energy/ryan-zinke-moves-to-protect-critical-minerals-from-foreign-threats Линк на прошлогодний указ Трампа -
https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-executive-order-federal-strategy-ensure-secure-reliable-supplies-critical-minerals/ Линк на финальную (на данный момент) версию списка из 35 редких ископаемых минералов в федеральном регистре -
https://www.federalregister.gov/documents/2018/05/18/2018-10667/final-list-of-critical-minerals-2018 Линк на оценку зависимости индустриальной базы Америки от импорта из КНР и РФ -
https://www.nationalreview.com/2018/03/mining-strategic-minerals-environmentalists-make-america-vulnerable/ Линк на статью с подробной схемой продажи месторождения и русского посредничества в ней -
http://resourceclips.com/2017/06/16/legal-obstacles-face-top-bid-for-sole-u-s-rare-earths-mine/