Автор канала @whosaiduranium специально для Ватфора.@whosaiduranium специально для Ватфора.
Неделю назад специальный представитель Госдепартамента по Ирану Брайан Хук
внес новое слово в понимание международного режима нераспространения, заявив в рамках ответа на вопросы после брифинга, что есть, оказывается, некий стандарт ООН по запрету на обогащение. МИД России в минувший понедельник уже подробно и обстоятельно "
разъяснил по щщам", однако нам хочется еще раз остановиться на проблеме:
1. В ДНЯО бездискриминационное право на проведение исследований, производство и использование ядерной энергии в мирных целях закреплено за всеми странами, являющимися членами Договора. Это касается всех аспектов ядерно-топливного цикла (ЯТЦ), в т.ч. и обогащения.
2. Если какое-либо из государств, не обладающих ядерным оружием, в рамках своей деятельности переключит ядерное оборудование или материалы с мирной деятельности на цели развития военно-ядерной программы (например, начнет нарабатывать высокообогащённый уран в значимых количествах или извлекать наработанный плутоний из реакторов), МАГАТЭ сможет это отследить и отреагировать на это несколькими способами, в крайнем случае, например, передав досье в СБ ООН для принятия мер в рамках главы VII Устава ООН.
2. Ограничения по обогащению, добровольно принятые на себя Ираном в рамках СВПД (ограничение в 300 кг по гексафториду урана, максимальный уровень обогащения урана — 3,67%, запрет на производство новых центрифуг и ограничения на НИОКР по центрифужной технологии обогащения и т.д.), — подписаны в обмен на постепенную нормализацию экономического сотрудничества со снятием санкционных режимов. Соответственно, в рамках ответных действий на усилия США по подрыву и отходу от СВПД Иран реализацию этих самоограничений может замораживать, что и делает уже полгода.
3. Печально, что спецпредствитель по Ирану путает добровольные обязательства стран с нормами обязательного характера. Да, для сотрудничества с США по мирному атому соответствующие рамочные договоры (Договор 123) предусматривают отказ контрагента от некоторых аспектов ЯТЦ, будь то обогащение или переработка ОЯТ, но это никак не является отраслевым или ооновским стандартом, это всего лишь американский стандарт для ядерного сотрудничества с
НЯОГ. В конце концов, это же не Псаки, бороздившая моря Белоруссии Шестым флотом или изобретавшая новые радикальные форматы оплаты за поставки газа на Украину.
4. С такими вольными трактовками и смелыми обобщениями от американских
ЛПР мы рискуем увидеть американские санкции против российских компаний, работающих на проекте расширения АЭС "Бушер", с обоснованием типа "там просто рядом стоят слова Иран, Россия и атомный". Вот увидите.
#длянаспишут