
Не спасают даже гигантская лестница и площадь с амфитеатром: да, они классные сами по себе, но ощущаются не как городское пространство, а как некий загон: вот сюда выходи, здесь гуляй. Пойти по улице пешком с площади по сути некуда — надо зайти либо в магазин, либо на крытый мост, либо в метро, либо в подземный гараж. Вообще, район проектировался, чтобы приезжать в него на автомобиле или на метро, в 80-х и 90-х это было в моде. По первоначальному проекту небоскребы должны были окружать большой парк, и вот это могло бы получиться классно.
Участок, отведенный для парка, однако, в итоге также пошел в застройку, а от общественного пространства остался только упомянутый амфитеатр сбоку. Подавалось это как антитеза чисто офисным районам типа парижского Дефанса: дескать, мы здесь строим молл и концертный зал, а значит — у нас будет круглосуточная жизнь. Отчасти это удалось, жизнь есть, но только под крышей.
Московский международный деловой центр, или Москва-Сити, задумывался в 80-х, проектировался в 90-х, активно строился в нулевых. Тогда редевелопмент бывших промышленных территорий и застройка их небоскребами была в моде: по такой же схеме построен уже упомянутый Дефанс, в Лондоне — Докландс, аналогичные высотные деловые кластеры есть в Милане, Мадриде и многих других европейских городах.
Строительство Сити растянулось на 30 лет, по пути растеряв свое главное предназначение: создание делового, офисного центра России. В кризис 2008 года оглушительно лопнул пузырь офисной недвижимости, да так и не восстановился: оказалось, что стеклянные высотки, да еще и у черта на рогах, никому особо не нужны. Спрос на офисы начал снижаться во всем мире, и сейчас небоскребы строятся прежде всего жилые. Но если где-нибудь на Манхеттене это смотрится органично, то жить в московском Сити, да еще и в несостоявшейся офисной высотке довольно странно. Как минимум, потому что не открываются окна.
Впрочем, мало-помалу стройка в Сити заканчивается, оставшиеся не у дел небоскребы отдали госкомпаниям, госбанкам и министерствам, остальные же переделали под апартаменты. По-настоящему жалко 600-метровую башню Россия, которую убил упомянутый кризис 2008 года. Проект Нормана Фостера был действительно красивым и новаторским, он мог стать новым символом Москвы и потрясающе замыкать перспективу Нового Арбата — но увы. Сейчас на месте несостоявшейся башни Россия заканчивают строительство пары высоток Neva, неплохих самих по себе, но на символ никак не тянущих.
https://www.instagram.com/p/CC5Inj7K0tJ/