Вот и наступила первая годовщина бесславной гибели
Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Мы писали про него довольно много, и год назад как раз
подобрали несколько забавных фактов, про которые часто забывают, но это уже скорее интерес для историков. Забавно, что за прошедшее время ничего особенного-то и не произошло.
Россия объявила мораторий на развертывание РСМД первыми, который, несмотря на отсутствие поддержки со стороны большинства других стран, выполняется явочным порядком. Результаты заявленной разработки сухопутных "Калибров" и "Цирконов" (плюс не исключен вариант и еще какого-то гиперзвукового ракетного комплекса средней дальности наземного базирования) в публичное поле пока не попали, хотя, казалось бы, ничего особо сложного. При этом довольно активно подчеркиваются возможности некоторых существующих (С-350, С-300В4) и перспективных (С-500) зенитных ракетных комплексов по перехвату соответствующих вражеских изделий.
Американцы покидались довольно сырыми прототипами крылатой ракеты наземного базирования и баллистической ракеты средней дальности, ну да еще программа оперативно-тактической ракеты PrSM двигается вперед, как и армейский гиперзвуковой глайдер. При этом никаких договоренностей по развертыванию ни в Европе, ни в Азии не достигнуто; более того, негатива в адрес этих перспектив опять же от лица потенциальных реципиентов сильно больше, чем сторонников такой дружбы. Правда, пошла движуха по береговым противокорабельным ракетным комплексам для Корпуса морской пехоты, как раз на Тихоокеанский ТВД, и некоторые союзники (Япония, Австралия) вроде как предметно задумались над созданием собственного соответствующего потенциала. А что касается реальных действий по "сдерживанию российской угрозы", то в этой плоскости, видимо, имеется весьма четкая связь с все более активными полетами американской стратегической авиации поблизости от наших границ, в т.ч. и там, где раньше этого не было.
Что все это значит? Да в первую очередь то, что ломать все к чертям было совсем необязательно. И острой военной необходимости не было, и собственные программы довольно сырые. Опять же, роль личности в истории: Джон Болтон вон прямо хвастается, что добил ДРСМД, пусть и в ущерб работе по развалу некоторых других режимов.
И тем не менее, осадочек остался:
– американские партнеры продолжают кричать про катастрофическую ситуацию с соблюдением договоров и договоренностей в области контроля над вооружениями с российской стороны и тем самым бросают тень и на то, где, вроде как пока претензий особо и не было (СНВ-III);
– у наших лиц, принимающих решения все меньше аппетита к поиску компромиссов, хотя вроде как на прошедшей неделе по крайней мере разговор по-взрослому получился в Вене;
– третьи страны, в первую очередь Китай, смотрят на это и справедливо задаются вопросом: а на кой чорт к этому цирку подключаться.
#стратдела
#ДРСМД