Size: a a a

Ватфор | Автострадный think tank

2021 May 24
Ватфор | Автострадный think tank
Дисфункция институтов в крайнем проявлении называется международный беспредел, что мы и наблюдаем во всё большем количестве сфер. Повторимся, Белоруссия тут отнюдь не первопроходец. Видимо, надо привыкатьконстатирует Федор Лукьянов.

Побудем оптимистами: мы наблюдаем сейчас очистительный кризис, необходимый системе международных отношений. Беспредел даже на зоне рано или поздно заканчивается, и все возвращаются к сложившимся (или вновь установленным) правилам: не потому что воры такие законопослушные, а потому что так всем выгоднее.

Вот так же и с международными институтами. Велик соблазн нарушать правила к собственной сиюминутной выгоде (особенно если есть крыша). Велик соблазн использовать международные договоры для внутренней политической борьбы (особенно если ничто не сдерживает). Велик соблазн отыгрываться на дипмиссиях (особенно если они не больно-то и нужны).

Это нормально. Любая система держится не благими пожеланиями, а за счет внутренней силы. Сила международных институтов, так же как и сила понятий на зоне, — в их универсальной полезности для всех участников. В том, что от их наличия выгод больше, чем убытков.

Так что все происходящее можно считать глобальной ревизией. Закончилась эпоха всеобщего благорастворения, наступившая после холодной войны. Наступает что-то другое — видимо, тот самый многополярный мир, о котором так долго говорили. И под этот новый мир начнут выстраиваться новые институты — или наполняться новым смыслом существующие. А те, которые стали бессмысленными — отомрут, и не стоит по ним плакать.

Банальная констатация, но тем не менее: раньше подобная глобальная встряска была невозможна без глобальной же войны. Так что в прекрасное время живем.
Telegram
Россия в глобальной политике
История с вынужденной посадкой в Минске самолёта с белорусским оппозиционером на борту всех сильно взбудоражила. Подробности, вероятно, ещё последуют, механизм данного инцидента прояснится точнее. Пока же стоит указать на несколько общих обстоятельств.

Использование международного пассажирского авиасообщения в целях политических разборок – дело опасное и довольно гнусное. Белорусское начальство тут не пионер – уже вспомнили и самолет президента Боливии, на котором американцы заподозрили Сноудена, и белорусский лайнер, возвращенный в аэропорт украинскими властями, и сирийский борт, посаженный в Турции. В общем, праведный гнев относительно «беспрецедентного акта государственного терроризма» несколько лицемерен. Ну и, как всегда, чужой сукин сын, конечно, не имеет права на то, что позволительно своему.

Это не повод порадоваться за минских затейников, просто помещение их действий в контекст. Нет сомнений, что подобные фортеля следует всячески пресекать. Минский случай особенно примечателен тем, что самолёт никакого…
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Из наших каментов.

Как там это называется-то? Мировой порядок, основанный на правилах?
источник
Ватфор | Автострадный think tank
ВНЕЗАПНО на сайте МИДа России появились свежие цифры по продленному ДСНВ: https://www.mid.ru/web/guest/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/4741276

Прошлый раз их публиковали в феврале 2018-го, в момент выхода на "потолки", предусмотренные договором.

Большое дело, кроме шуток, до последнего времени эти цифры (обновляемые дважды в год) все люди доброй воли брали на сайте Госдепа США. Надеемся, что такая практика станет постоянной.

В текстовой части помянуты традиционные отечественные "вопросики" к выполнению ДСНВ американской стороной: 56 пусковых "Трайдент-II", 41 "неядерный" тяжелый бомбардировщик B-52H и 4 "тренировочных" шахты для "Минитмен-III". Впервые это было озвучено тогда же, в феврале 2018-го. Получается, прорывов не случилось, хотя какой-то прогресс концептуальный вроде бы есть. Практическим проверочным мероприятиям, видимо, мешает пандемия.

"Разбивку" по конкретным отечественным видам СНВ, которые и складываются в цифры в табличках, ждать пока не приходится. Жаль.

#стратдела
источник
Ватфор | Автострадный think tank
При изобретении чего-то принципиально нового человечество как правило опирается на существующие образцы. Вот и беспилотный танк «Уран-9» выглядит как уменьшенная моделька обычного танка, габариты и облик которого определяются внутренним пространством для экипажа.

Вероятно, из будущего эти первые образцы боевых роботов с камерами, торчащими из люка мехвода, будут смотреться так же забавно, как и машина Никола Коньо, который вешал паровой котел спереди на оглоблях — куда ж еще, ведь он же вместо лошади.

Ну, если они нас не убьют, конечно.
источник
2021 May 25
Ватфор | Автострадный think tank
Ватфор вдумчиво посмотрел на демонстрацию прототипа «Маркер» и делится наблюдениями.

В стрельбовых упражнениях мы видим неплохую работу стабилизации и системы управления огнём, что больше всего заметно в последнем отрезке: очередь в заданный контур не только стреляет, но ещё и попадает, а наведение не сбивается. При огне по целям это тоже заметно, но не столь выпукло.

О качестве автономного выбора цели судить сложно, в демонстрации все цели «учебные», контрастные и ярко раскрашены. Алгоритм действия похож на выбор объекта, больше всего похожего на цель, обстрел, и так далее, пока цели не закончатся. Зато о системе машинного зрения, отвечающей за восприятие глубины, можно сказать, что она неплохо справляется со своими обязанностями, потому что орудие наводится достаточно точно даже на цели, движущиеся на хоть небольших, но достаточно разных расстояниях. Для большего впечатления хотелось бы посмотреть на работу по более удалённым целям и стрельбу в движении.

При выполнении движения в автоматическом режиме самое интересное снизу справа: это мир, как его воспринимает машина. В первую очередь там видны артефакты работы системы ориентации (для специалистов — SLAM), но не совсем понятно, что являлось основой для карты. Если сам робот (или летающий дрон) её построил в процессе движения, то это очень и очень неплохо, но недостаточно деталей, чтобы говорить об этом с уверенностью.

По ходовой части можно сказать только, что она есть и едет вполне шустро. Движение по относительно ровному полигону на гусеницах и соответствующая система управления — не самая сложная часть обязательной программы, поэтому тут более интересна надёжность механической, а не электронной части, движение по пересечённой местности и в более сложных сценариях. Помнится, к «Уранам» там возникали вопросы.

В целом очень неплохая демонстрация, пожелаем ей эволюционировать в уже серийные изделия.
источник
2021 May 26
Ватфор | Автострадный think tank
Коллеги из РСМД напомнили про недавнее мероприятие по корейскому направлению, в котором принял участие представитель Ватфора: https://t.me/russiancouncil/3812

Собственно, главная мысль: денуклеаризация, конечно, дело важное, но не самое актуальное, мягко говоря. Пока надо управлять рисками и обсуждать восприятие угроз. Причем в многосторонних форматах.

В данном контексте наконец-то скажем пару слов и про недавнее весьма значимое событие: снятие каких-либо ограничений на южнокорейские ракетные разработки со стороны США (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/05/21/u-s-rok-leaders-joint-statement/).

Напомним, что эти самые ограничения на дальность и полезную нагрузку для баллистических ракет сеульских корейцев натягивались на глобус уже довольно долго и в ходе последней растяжки дошли до 2 тонн (!) на 800 км. И еще, на всякий случай, сняли ограничения по твердотопливным движкам для ракет космического назначения. В принципе, уже это фактически закрыло вопрос ограничений. Теперь же и формально в Южной Кореи могут начать клепать полноценные БРСД. Против Пхеньяна оно, конечно, не очень надо... а вот Пекин (и Токио) понервничать заставить могут.

Будем следить за новыми ракетными успехами на полуострове. А также за ратификацией российско-корейского межправсоглашения о сотрудничестве в области обороны (https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12351400@egNews). Вряд ли там что-то конкретное про ракеты есть, но есть ощущение, что какие-то меры для укрепления взаимного доверия вполне могут быть предусмотрены. Корейцев, к слову, весьма нервируют наши с китайцами совместные патрули бомбардировщиков, равно как и игнорирование "Зоны идентификации ПВО" (ADIZ). И поделом, хе-хе.

Ну а в целом очень неуютно в регионе становится, конечно. Какой уж тут мораторий на развертывание ракет средней и меньшей дальности... ждем, в общем, наши сухопутные калибры и гиперзвуковые ракеты на Дальнем Востоке. И побольше С-300В4 и С-500 на сдачу.

#стратдела
#заклепки
Telegram
РСМД
🇷🇺🇰🇷 11 мая российские и корейские эксперты обсудили военно-политические аспекты ситуации на Корейском полуострове. Публикуем краткие тезисы дискуссии в текстовом и видео-формате.

Дмитрий Стефанович @vatfor:
— Денуклеаризация — конечная цель, а не исходная точка в разрешении ситуации на Корейском полуострове, для начала этого процесса должны быть созданы подходящие условия. Соответственно, их создание должно стать приоритетным направлением для заинтересованных сторон.
— Международному сообществу крайне важно найти инструменты, позволяющие удерживать ситуацию под контролем для предотвращения любых форм войны на Корейском полуострове, будь то ядерной или обычной. Сохранение статус-кво — далеко не худший сценарий.

Хеджон Сон:
— Для Пхеньяна пришло время пересмотра своей политики, правительству предстоит справиться как с экономическим кризисом внутри страны, так и с вызовом новой политики США по отношению к КНДР — на международном уровне.
— Экономические и социальные показатели приобретают все большее значение…
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Интересная фотокарточка: в Москве прошли плановые российско-американские консультации по выполнению Соглашения между Правительством СССР и Правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним 1972 года.

В прошлом году по известным причинам не собирались, следующий раз — в 2022. Обсудить определенно было что, да и будет не меньше.

С американской стороны делегацию возглавил контр-адмирал Шон Дюан, заместитель начальника штаба ВМС США по операциям, планированию и стратегии; с российской — генерал-майор Андрей Валерьевич Торощин, начальник центра контроля и координации полётов авиации Вооруженных сил Российской Федерации Национального центра управления обороной.

А теперь о нашем, о стратегическом — где же нормальное заседание Двухсторонней консультационной комиссии по выполнению ДСНВ?..

Как вариант, с американской стороны все еще недоназначены специально обученные люди на соответствующие посты в Госдепе, Пентагоне и т.д.

#стратдела
источник
2021 May 28
Ватфор | Автострадный think tank
Углеродный след российского газа, поставляемого в Европу по газопроводу «Северный поток», в четыре раза меньше, чем у газа, поставляемого в Европу из США, — заявил Александр Новак.

После того как Владимир Владимирович обратили свой взор к вопросам экологии, вся вертикаль, роняя тапки, бросилась отрабатывать зеленую повестку и замерять углеродный след.

Не очень понятно, впрочем, на что рассчитывают Новак и прочие, садясь играть с шулерами краплеными картами. Зеленые правила Запад пишет сам и пытается навязать всему остальному миру, так что каким бы ни был углеродный след от российского газа, наша грязная болотная тоталитарная вонь не имеет никаких шансов против их демократической амброзии с одорантом свободы. Не верите — посмотрите на позорную истерику вокруг вакцины «Спутник».

Если же это у Новака такой троллинг, то тоже мимо кассы. Адресаты на западе покрутят у виска, аудитория в России — пожмет плечами. Так что, получается, что единственный адресат этих заявлений — Владимир Владимирович, который обратил свой взор к вопросам экологии и которому нужно подлизнуть.

Наши чиновники считают, что зеленая повестка, чуть более чем полностью состоящая из очковтирательства и демагогии, подходит для этого как нельзя лучше. Ваш же автор считает, что в очередной раз некритически принимать навязываемую западом повестку — значит, заведомо в очередной раз проиграть. Впрочем, у нас уже был большой пост на эту тему.
Telegram
Ватфор | Автострадный think tank
И несколько мыслей относительно России и великого европейского безуглеродного похода.

1. Net Zero, или «углеродная нейтральность» — принятая в Европе идеологическая программа снижения выброса парниковых газов до нуля к 2050 году. Программа эта стоит дорого (называются цифры до 30 трлн евро за 30 лет), а в ее реалистичности есть сомнения, даже если принять достоверность лежащей в ее основе климатической модели.

2. Европа, однако, не хочет тратить эти деньги в одиночку. В частности, на повестке дня вопрос введения так называемого карбонового налога на импорт товаров, производство которых не соответствует европейским экологическим ценностям.  

3. Для России как таковой вопрос снижения парниковых выбросов не является приоритетным по ряду причин. Во-первых, объем выбросов в России последние 25 лет стабилизировался на уровне 75% от 1990 года. Во-вторых, этот объем все больше теряется на фоне Китая, Индии и других развивающихся стран, где рост выбросов идет опережающими темпами. В-третьих, по части экологии у нас…
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Миллениалы изобрели советский безналичный рубль.
источник
2021 May 29
Ватфор | Автострадный think tank
#СубботнееЧтение

Ровно 568 лет назад, 29 мая 1453 года, пал Константинополь. В западной традиции это событие представляется эдакой катастрофой, гибелью цивилизации и чуть ли не концом света. Так же принято считать и в России. Несмотря на то, что падение Второго Рима способствовало возвышению Москвы как Рима Третьего, идея освобождения византийской столицы от османского ига муссировалась в России вплоть до революции.

В турецкой же исторической традиции взятие Константинополя — не только одна из славных страниц, но и важнейшая духовная скрепа. Само число 1453 является  символическим и понятно любому в Турции без лишних объяснений — примерно как у нас 1917 или 1945.

По случаю даты — для кого-то великой, для кого-то ужасной, — предлагаем вместе с другом Ватфора Сергеем Сигачевым посетить Панораму-1453, которая показывает последний штурм Константинополя глазами победителей.

Для интересующихся — у Сергея обширный и очень подробный цикл постов об историческом и современном Стамбуле, включая походы по совсем не туристическим местам. Соответствующие ссылки — в конце поста про Панораму-1453.
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Байден заявил военным, что при нем все будет как при дедушке Гарри.  

Не продашь ты эту тухлятину, Джо. Нам жаль, конечно, но не продашь.
источник
2021 May 30
Ватфор | Автострадный think tank
Путин, ты должен был так встречаться с Байденом посреди Берингова пролива, а не вот это вот всё!
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Имеет ли Союзное государство РФ и РБ надежные каналы для финансовых транзакций, которые  снижали бы или нивелировали риски вторичных санкций? Есть ли такие инструменты у Евразийского Экономического Союза?спрашивает Иван Тимофеев в свете западной санкционной атаки на Белоруссию после истории с самолетом Ryanair.

Вот как раз и проверим. Если против ключевых белорусских предприятий введут запрет на расчеты в долларах (и почти неизбежно вслед за этим — в евро), России как ближайшему союзнику и финансовому гаранту Минска волей-неволей придется задействовать свои независимые от Запада финансовые каналы, придется чинить неработающее и создавать отсутствующее. Белоруссия может стать неплохим испытательным полигоном, и хорошо, что нам не придется делать все это в спешке и в бою, когда аналогичные меры приняты уже против России, а мы к войне не готовы.

В целом же нынешние российско-европейские и российско-американские локальные санкционные конфликты, а также определенная западная нерешительность в отношении задействования их собственных санкционных механизмов как раз способствует развитию средств финансовой обороны и — давайте помечтаем — становлению России как альтернативного мирового финансового полюса.

Так что спасибо Протасевичу, спасибо Лукашенко, спасибо даже Хамасу, который тут совсем ни при чем.
Telegram
Санкции. Экспертиза
Та самая опция "Г" в отношении Республики Беларусь становится реальностью.

Ситуация вокруг задержания самолета Ryanair получает крайне высокий санкционный выхлоп. Наиболее серьезное внимание следует обратить на недавнее заявление Джен Псаки - пресс-секретаря Белого Дома.

Главное в нем - та самая опция "Г", о которой мы писали ранее. А именно - возобновление блокирующих санкций против девяти крупных белорусских предприятий. Они и так в списке SDN, но в их отношении действовала генеральная лицензия. Последняя такая лицензия истекает 2 июня.

Белый Дом заявил, что продлевать ее не будет. То есть в отношении девяти предприятий возобновляется запрет гражданам и организациям США на любые экономические транзакции с обозначенными компаниями. Это значит, что среди прочего, они теряют возможность расчетов в долларах. Европейские банки с большой долей вероятности также откажутся их обслуживать. Тем более, что Брюссель готовит свой пакет санкций. С учетом американских вторичных санкций и практики штрафов, шарахаться…
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Глава Европарламента предложил вывесить фотографию экс-главреда НЕХТЫ Романа Протасевича во всех европейских аэропортах.

А лучше в самолетах. И КВС пускай объявляет, что летим, мол, рейсом памяти великого борца за свободу белорусского народа.
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Вы тоже чувствуете этот восхитительный латиноамериканский вайб 70-х?
источник
Ватфор | Автострадный think tank
2013 год, Австрия принудительно сажает самолёт президента Боливии Моралеса и досматривает на предмет наличия на борту беглого сотрудника АНБ Эдварда Сноудена. Весь цивилизованный мир кивает — так, мол, его — террориста и возмутителя спокойствия. Потому что Сноуден — он что? Он же подрывает единство западного мира, рассказывая, что оказывается, американские спецслужбы следят не только за террористами, но и за руководством своих союзников. Да что греха таить — и за руководством самих США тоже следят. Что может быть худшей русской пропагандой, чем это знание?

Попавшие под слежку западные лидеры цокают языками и укоризненно качают головами — как же, мол, так. Но этим всё и ограничивается во имя единства всего цивилизованного мира. Прокуратуры некоторых стран что-то там расследуют, но через несколько лет расследование закрывают с разными мутными обоснованиями.

Впрочем, кое кто продолжает копать, и сегодня  международная группа журналистов опубликовала доклад об участии в этой истории датской военной разведывательной службы FE. Оказалось, что датские военные разведчики выбрали правильную сторону истории и работали вместе с АНБ над слежкой за европейскими политиками, в том числе Ангелой Меркель. Но это ещё ладно. Вишенка на торте в том, что по заданию АНБ они следили и за датским правительством тоже — за министерством иностранных дел, министерством финансов и производителями оружия. Ну и веточка на этой вишенке — и против самого американского правительства они тоже шпионить помогали.  

Датское руководство об этом факте знало уже в 2015 году, но благоразумно, чтобы не распространять российскую пропаганду, замело этот факт под ковёр.

Теперь-то, конечно, будет ужасный скандал, высылка послов, заламывание рук в европарламенте, снятие американских флагов и развешивание портретов Сноудена и Моралеса в аэропортах.

Шутка. Ничего не будет. Все сделают вид, что не заметили.
источник
2021 May 31
Ватфор | Автострадный think tank
В конце прошлой недели произошли очередные движения вокруг Договора по открытому небу. Американцы публично заявили об отсутствии планов возвращаться в Договор, причем с традиционно абсурдным обоснованием: Россия продолжает нарушать и вообще плохо себя ведет, особенно с Украиной. На самом-то деле там, скорее, куда больше внутренней американской кухни.

Вообще, конечно, очень яркий пример того, как внутриполитические процессы влияют на международную безопасность, прямо-таки для учебников. Ну и в целом есть ощущение, что многие стали забывать, зачем вообще нужен контроль над вооружениями в широком смысле.

Эти и другие соображения подробнее изложены в колонке нашего автора для "Известий": https://iz.ru/1170606/dmitrii-stefanovich/mezhdu-nebom-i-soboi

#стратдела
#публикации
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Наш добрый товарищ Сергей Полетаев из @vatfor - о вечном. Частное и государственное - диалектика.

https://globalaffairs.ru/articles/o-gosudarstvenno-chastnoj-rossii/
источник
Ватфор | Автострадный think tank
Пока лучшие люди земли сражаются за «Медузу», в Израиле тихо умер последний оплот старого НТВ Гусинского.

Отряд не заметил потери бойца.

(Интересно все же, от картины какого именно государства стала отличаться их картина дня?)
источник
Ватфор | Автострадный think tank
На днях из отчёта группы экспертов Совета Безопасности ООН по Ливии стало известно о, возможно, первом автономном, без прямого приказа человека, применении дронов STM Kargu-2 для поражения живых людей. В отчёте сказано, что про-турецкие прокси в прошлом году с помощью автономных дронов "выслеживали и дистанционно уничтожали" отступающих солдат Хафтара, при этом автономные системы вооружений были запрограммированы на поражение целей, не требующее связи между оператором и боеприпасами. По сути, это было полноценное применение механизма автономного режима наведения.

Официально турецкой стороной эта информация не подтверждена, однако информационный шум, который она уже создала, в очередной раз поднял вопрос о пределах допустимого применения ИИ на поле боя.

Важнейшим словосочетанием в дебатах по этому вопросу является "значимое управление человеком", вокруг сути которого сломано уже немало копий (а наломают ещё больше).

Попытки разработать и принять международные правила, ограничивающие применение ИИ на поле боя, уже предпринимались, однако в настоящий момент они выглядят бесперспективно. У части игроков нет политического желания ограничиваться, и сложно зафиксировать, где это значимое управление человеком заканчивается.

Ватфор отмечает сходство автономных дронов-камикадзе с противопехотными минами, которые взрываются так же без прямой команды человека-оператора, и вспоминает, сколько усилий в течении многих десятилетий человечество потратило на ограничение этого вида оружия. В 1980 году ООН была принята Конвенция о запрете противопехотных мин (Оттавский договор), участником которой сейчас являются 163 государства (США и РФ не входят в их число), включая Турцию (договор подписала, но ещё не ратифицировала).

И вот в ситуации сложности с принятием ограничений для ИИ в виде отдельного международного договора, есть вероятность, что подобные автономные дроны подведут под действие Оттавского договора, например, внеся изменение в определение термина «мина».

Впрочем, этот процесс может занять не меньше времени, чем процесс запрета самих противопехотных мин, и будет зависеть от масштаба "косвенного ущерба", который будет происходить при применении подобных систем.
источник