Римма Давыдова:
Все конечно не раз видели в Берлине марку пива Schultheiss. А знаете почему именно «Шультхайс» и что именно изображено на логотипе? И что вообще раньше было на логотипах пивоварни?
Формально Jobst Schulheiss был вторым владельцем пивоварни. В 1864 он заболели ее продал, а 19 -летний сын нового владельца, знаменитый Рихард Решке, руководивший пивоварней до 1903 г оставил фамилию Шультхайсс как исключительно удачное и патриотичное название. В восприятии немцев «Schultheiss» вызывало две приятные ассоциации: тот кто имеет много денег, особенно наличных, и тот кто защищает трудяг от произвола высшей власти. Ну и конечно же немецкий патриотизм!
Помимо фируры шультхайса в логотипах еще постоянно обыгрывался немецкий железный крест и детишки. Это сегодня детишки в рекламе алкоголя запрещены. Но во времена, когда жены и дети были обязаны ходить за пивом, ассоциация пиво-дети была нормой. Так что в самом начале на «главный мотив», особенно в Силезии, «пробовались» девочки. Более поздний мотив мальчишка-разносчик бутылок — Flaschenbierjunge, потому что бутылочное пиво как раз входило в моду.
А вот подвыпивший «путтен» верхом на козлес кружкой крепкого пива Bock, скорее эротика. Бок на языке мясника это некастрированный баран или козел, отсюда и выражение нет настроения - «кайн бок», т .е. «не стоит».
Ну а ребенок на солодовом пиве мальцбир был нормой. Это пиво называлось «детское» еще и после войны. Алкоголя в мальцбир нет, но надпись «рекомендовано врачами» и железный крест все равно говорят об подготовке к армии.
Однажды, при слиянии с очень популярной пивоварней Patzenhofer обыгрывалось слияние — «удачный захват». Кстати, обратите внимание, что у каждого типа пива своя форма бутылки. Бутылки в Берлине были унифицированы!
Но вернемся к шультхайсам! Во времена, когда немецкие поселенцы шли на восток, то локаторы от имени маркграфов распределяли среди колонистов земли и собирали налоги. А основные рынки сбыта пивоварни как раз и были, не только в Берлине, а на востоке: Восточной и Западной Пруссии, Силезии. Именно там где теперь и жили немецкие колонисты. Позднее, в городах, основанных на Саксонском зеркале — предшествовавшем Магдебургскому праву, шультхайсы обладали еще и судебной властью. Отсюда, кстати, и фамилия Шульц.
Был институт шультхайсов и в средневековом Берлине. Шульц исполнял в Берлине XIII в обязанности марсилиуса — главы городского суда и локатора — персоны, уполномоченной от имени правивших в Бранденбургской Марке Асканиев. Когда в 1345 году в Берлине умер последний из наследственных шульцев, то его права передали специальному учреждению — Amt Berliner Schultheiss. При недолгом правлении в качестве бранденбургского маркграфа Людвига Баварского из Виттельсбахов берлинскими шультхайсы были из семьи Bügge. Институт шультхайсов в Берлине продержался 150 лет.
Логотип Schultheiss, похожий на современный, впервые появился в 1899. Его автор — берлинский художник Karl Klimsch (1867-1936) победивший в открытом художественном конкурсе. На логотипе была изображена фигура пожилого человека в мантии, черном берете с посохом и массивной золотой цепью. Это исторический персонаж XIII века — берлинский Schulzen или Schultheiss.
А в 1899 году пивоварня известила берлинцев о том, что и на продукции пивоварни для внутреннего рынка будет ставиться обозначение применявшееся раньше только для экспорта: железный крест — Eisenkreuz. Железный крест был орденом за личную храбрость учрежденный в честь прусской королевы Луизы и первой внесословной наградой — потому стороны у креста одинаковы .
После прихода к власти нацистов, не изменяя мотив логотипа изменили лицо и возраст шультхайса — он сильно помолодел, наци не любили стариков, а вместо посоха получил в руки пивную кружку. «Молодой шультхайсс» и есть сегодня современный и основной логотип пивоварни.
Но мотивы «защитник» вместе с железным крестом постоянно обыгрывались в логотипе, вплоть до 1945 г. Был еще мотив «медведь с бочкой пива». Но медведя заимствовали и другие пивоварни, а у Шультхайс он не прижился.