И ещё написал подробно про важный прецедент в ЕСПЧ - там Россию обязали выплатить компенсацию за психологическую травму, которую нанесли ребёнку сотрудники ФСБ и ФСКН.
11 лет назад эти два ведомства жестко задержали полицейского, которого подозревали в торговле наркотиками. Как водится, устроили маски-шоу и превентивно побили — на глазах у его девятилетней дочери. Кричащему ребёнку сказали заткнуться и сидеть в машине.
В итоге девочка получила сильную психологическую травму, стала хуже учиться, приобрела кучу болячек на почве стресса. В России дело против группы захвата возбуждать отказались: в прокуратуре посчитали, что причина стресса — «хорошо развитая фантазия» ребёнка , из-за которой она «неверно оценила действия сотрудников».
В итоге ЕСПЧ признал, что:
1) когда человек вынужден смотреть на пытки других людей - это тоже род пытки
2) сотрудники правоохранительных органов при планировании спецопераций должны учитывать возможность причинения психологической травмы случайным свидетелям
У России, как всегда, свой путь — в независимом полицейском профсоюзе мне рассказали, что жесткое задержание на глазах у родных зачастую является сознательно выбранной тактикой. «К сожалению, это специально делается в целях устрашения. Когда при жене, при ребенке грубо задерживают, человек может сломаться и сразу напишет все, что скажут».
Кстати, дело против отца девочки было закрыто — выяснилось, что сотрудники ФСКН заставили свидетелей-наркозависимых дать ложные показания.
https://www.kommersant.ru/doc/4156295