Госдума в третьем чтении приняла законопроект о налоговых льготах для бизнеса, помогающего НКО
Как он будет работать, поможет ли НКО и облегчит ли жизнь бизнесу,
рассказывает координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников.
Как это работает
Согласно Налоговому кодексу, прибыль, с которой уплачивается налог — доходы от ведения бизнеса минус расходы. Но расходы не любые, а только те, которые признаются НК.
Что предлагают
Дополнить статью 265 НК расходами в виде стоимости безвозмездно переданного имущества. Но не всем НКО, а лишь:
-
Медицинским, и только расходы в виде стоимости имущества, предназначенного для борьбы с коронавирусом;
-
Социально ориентированным НКО,
получающим президентские и другие национальные гранты и субсидии, которые предоставляют общественно полезные и социальные услуги;
-
Централизованным религиозным, их структурам и социально ориентированным НКО, учредителями которых являются религиозные организации.
- иным, наиболее пострадавшим из-за коронавируса и
включённым в соответствующий реестр, который будут вести Правительство.
Что это значит?
Для малого и среднего бизнеса, помогающего НКО, эта
мера микроскопическая. Учитывая лимит для суммы расходов (не более 1% от выручки), это абсолютно невесомо.
Законопроект более напоминает точечный механизм предоставления налогового послабления для какого-то конкретного частного случая, связанного с какими-то из компаний-представителей крупного бизнеса.
Важно, что НКО должна быть отфильтрована включением в ведущиеся органами власти реестры социально значимых и наиболее пострадавших из-за коронавируса.
Это не прямая поддержка НКО государством, а лишь мера для побуждения бизнеса к поддержке НКО, при этом очень неубедительная (судя по лимиту в 1% от выручки).
Примерно то же можно сказать и про централизованные религиозные организации и учреждённые ими НКО: налоговые послабления коснутся лишь случаев помощи крупным религиозным организациям.
С учётом сложного отношения российских властей к одним религиозным течениям, и особо привилегированного положения в стране других крупных религиозных организаций,
нетрудно догадаться, о помощи каким именно организациям идёт речь.
Всё это соответствует проводимой в последние лет десять политике по ограничению деятельности на территории России НКО, не находящихся под контролем/в зависимости от власти.