КС признал конституционным «коронавирусное» постановление губернатора Московской области
КС сегодня опубликовал
Постановление от 25 декабря 2020 года № 49-П, в котором пришёл к выводу, что губернатор Московской области не нарушил Конституцию, когда своим постановлением от 12 марта 2020 года № 108-ПГ о мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области ввёл запрет на для граждан покидать место проживания. За нарушение запрета предполагалось привлечение к административной ответственности по статье 20.61 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» КоАП РФ.
В КС обратился Протвинский городской суд Московской области, который полагал, что постановление губернатора принято с с превышением полномочий и ограничивает конституционное право граждан на свободу передвижения.
КС признал постановление конституционным, аргументируя этот вывод следующими доводами:
• Такое регулирование имело правовые ориентиры в федеральном законодательстве в момент его установления.
• Оно было принято в короткий период до принятия федеральных актов, придавших ему формально-юридическую легитимацию, и затем в кратчайшие сроки было согласовано с ним.
• Ограничение свободы передвижения (а) обусловлено объективной необходимостью реагирования на беспрецедентную угрозу распространения COVID-19, (б) преследует конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья граждан, и (в) является соразмерным. Соразмерность ограничения в данном случае подтверждается тем, что за гражданами сохранялась свобода передвижения в некоторых исключительных случаях – при обращении за экстренной медицинской помощью, следовании к месту работы и др. Эти исключения не содержат в себе признаков социальной и иной дискриминации и основаны на рациональном понимании объективных жизненных потребностей граждан и общества, что также свидетельствует об их конституционно-правовой допустимости.
• Нормативные исключения из общего правила о запрете для граждан покидать место жительства не могут рассматриваться как исчерпывающие в контексте привлечения лица к административной ответственности. Правоприменительные органы, включая суды, при рассмотрении дел об административных правонарушениях не лишены возможности учитывать и иные уважительные обстоятельства, в связи с которыми гражданин находился в общественном месте.