ЧЕЧНЯ-2001. НЕСКОЛЬКО ДОБРЫХ СЛОВ О ВЕРТОЛЁТЧИКАХ.
ПРОФЕССИОНАЛЫ, СПАСШИЕ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ,
ПОТЕРЯВ ЗА ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ВТОРОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ 42 ВЕРТОЛЁТА.
Летать вообще сложно. Летать над городом Грозным – было невероятно опасно. Вообще посадка и взлёт среди застроек – тяжёлая тема. Там тесно. И высотки, и линии передач, проводов – целые сети. Вертолётчики прилетали и улетали в район КПЗ (комплекс правительственных зданий) в день по сто раз.
Вертолёты сбивали. Боевики получили ПЗРК от «дружественных соседей», ещё до 080808. И пошла свистопляска. То МИ-26 собьют с людьми, причём борт рухнул на минное поле, нельзя было сразу подскочить, чтоб спасать раненых. 127 человек погибли – самая крупная катастрофа в истории армейской авиации.
У нас дошло до того, что вырубили весь лет вокруг Ханкалы. И когда вертушки садились, или взлетали, химики пускали по ветру дымы, чтоб хоть как-то прикрыть машины от ракет ПЗРК. Всё равно сбивали. И, всё равно, летали.
Однажды утром, в сентябре 2001 года, я вышел утром из своего модуля на Ханкале. В направлении Грозного, где-то у 4-го микрорайона, раздался взрыв, и поднялся султан дыма. Я подумал: боеприпасы утилизируют, что за утро сапёры на инженерной разведке набрали, (мины, фугасы). Но… Во-первых, рано, а во-вторых, обычно подрывают в карьере, а он с другой стороны. А потом вертушки ПСС закружили над дымом.
Один парень, контрактник, раньше служил в ПВО, и не раз на полигонах видел пуски ракет ПЗРК, он сказал, – видел пуск, пошла ракета. По вертолёту, однозначно, по дымовому следу, по скорости, траектории, по всем признакам, был применён переносной зенитно-ракетный комплекс. У боевиков-то ПЗРК потом захватывали. Через год это точно, когда они из Грузии их волокли.
Нам объяснили: комиссию Генерального штаба сбили. Погиб экипаж, восемь полковников и два генерала.
Кстати, необученный человек, как говорят ПВОшники, прицельный и результативный пуск ракеты из ПЗРК. То есть, если какому-то парню дать, и сказать: «Пульни там, а ракета цель найдёт» - скорее всего так не получится. Да и стоил ПЗРК в те годы под 70 тыс. долларов США. Кому попало не дадут. Плюс ко всему – гонорары за наши сбитые вертолёты тоже были немаленькие, кто ж ими с чабанами поделится?
Но, лётчики, всё равно, летали.
Вот вам небольшой фильм, сделанный сугубо на фрагментах моего архива: