
По мнению экспертов, опрошенных Амурским советником, сопряжение новых государственных стратегий России и стран Северо-Восточной Азии (СВА) возможно на следующих направлениях:
1. Взаимосвязанность транспортной инфраструктуры
Необходимо проанализировать состояние транспортной сети ДФО после внедрения таких проектов как экономический коридор Китай‒Монголия‒Россия, взаимосвязь стратегии Экономического пояса Шёлкового пути провинции Хэйлунцзян и «Приморье-1» Приморского края РФ, ТОСЭР «Приамурская» в Амурской области, экспериментальной зоны освоения и открытости Чан-Цзи-Ту провинции Цзилинь и «Приморье-2» Приморского края, а также транспортно-логистического проекта «Хасан‒Раджин». Успех в реализации этих проектов невозможен без усиления координации экономической политики между РФ и странами СВА.
2. Развитие связей в сфере освоения Арктики
Россия с партнерами из стран СВА уже успешно реализует проекты в сфере судостроения. Китайская компания Сhina communication constuction company присоединилась к строительству квартир для сотрудников завода «Звезда» и сухого дока. Роснефть договорилась с Hyundai Samho Heavy Industries Co. Ltd об оказании южно-корейской компанией технической поддержки в проектировании и строительстве судов ледового класса «Афромакс» на судоверфи «Звезда» в г. Большой Камень.
3. Новое видение межрегионального сотрудничества: расширение географии и уровня партнеров
Проводимые РФ и КНР Годы межрегионального сотрудничества призваны развивать всесторонние отношения между ДФО и отдельными субъектами КНР. Приграничные китайские регионы, которые уже установили партнерство с российским Дальнем Востоком, должны играть роль мостов и знакомить своих коллег на юге Китая с возможностями ДФО. Хорошим примером здесь является запуск грузовой линии Хуньчунь (пров. Цзилинь) — Зарубино (Приморский край)—Нинбо (пров. Чжэцзян). С одной стороны, это дало импульс развитию транспортного коридора Приморье-2, с другой ‒ давний партнер Приморского края провинция Цзилинь выступила в роли моста, соединившего Приморье с двумя провинциями в различных частях КНР.
Развитие сотрудничества на уровне регионов происходит и в отношениях РФ с Ю.Кореей и Японией: в 2018 г. в городе Пхохан состоялся Первый Российско-Корейский форум межрегионального сотрудничества, а на V Восточном экономическом форуме (2019 г.) прошел первый российско-японский диалог субъектов ДФО с префектурами Японии.
4. Проекты в высоких технологиях
Минвостокразвития РФ разработало Концепцию развития о. Русский, утвержденную в 2017 г. Она предусматривает развитие высокотехнологичных отраслей: информационные технологии, робототехника, авиация, альтернативная энергетика, медицина и биотехнологии. Создан Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий, открыт Технопарк «Русский». Страны СВА также рассматривают хай-тек как приоритетное направление. КНР разработала стратегию «Сделано в Китае 2025», чтобы занять лидирующие позиции в информационных технологиях нового поколения. Южная Корея на уровне госстратегии готовится к Четвертой промышленной революции. Япония в качестве одного из лидеров хай-тек-сферы усиливает финансовую поддержку отрасли. Следует проанализировать стратегии развития таких технополисов РФ и СВА, как: Технопарк «Русский», инновационный центр «Сколково», Новый район Сюнъань в Китае, Город с особой автономией Седжон в Южной Корее, Технополис Цукуба в Японии, для обмена опытом и поиска вариантов сотрудничества в этой сфере.
✅ Подписывайтесь на @amursovet , чтобы знать больше о жизни на Дальнем Востоке