Россия. Тренды недели
Великая шахматная доска
2021 для Российской Федерации – это не только год выборов в Государственную Думу, но еще и первый полноценный политический сезон для диалога с новой президентской администрацией в США. Учитывая, что на смену республиканцу Дональду Трампу, которого только ленивый не обвинял в излишних симпатиях к Кремлю, пришел демократ Джо Байден, чье негативное отношение к президенту РФ Владимиру Путину было известно давно, следовало ожидать некоего «похолодания» в отношениях между двумя сверхдержавами. Разногласия наметились по «вечным» проблемам: соблюдение прав человека в России, излишнее давление Кремля на несистемную оппозицию, решение украинского вопроса. Есть и жизнеутверждающие моменты, вроде пролонгации договора СНВ-III. В том и состоит «тонкое дипломатическое искусство», когда приходится где-то чем-то жертвовать, по каким-то аспектам игнорировать доводы, а в некоторых вопросах мгновенно выходить на сотрудничество.
Нынешний виток кризиса в «украинском вопросе», о котором заговорили в официальном Киеве, Европе и США – из этой серии «сдержек и противовесов». Понятно, что официальной Москве никакая война с Украиной в принципе не нужна, Донецк и Луганск не те территории, от присоединения которых РФ выиграет. Другое дело, что перемещение войск на российской территории, о чем прямо говорит Кремль, может быть расценено как намеренное подогревание ситуации, чтобы в дальнейшем выторговывать для себя некие внешнеполитические «плюшки» или разыграть патриотическую карту в преддверии тех самых думских выборов для обеспечения притока голосов за правящую партию. Таким образом, все спикеры с российской стороны, которые на прошлой неделе активно комментировали «ультиматум Кравчука» и разгром Украины в возможном конфликте, одновременно запугивают Байдена и работают на имидж «Единой России».
Новая метла
О назначении Олега Мельниченко, председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, на должность врио губернатора Пензенской области стало известно еще на позапрошлой неделе. Однако первые действия Олега Владимировича как руководителя региона широкая общественность увидела только в конце марта – начале апреля.
Канал «Сибиряк» уже подробно разбирал начало работы Мельниченко, так что остановимся на отдельных трендах.
Во-первых, традицией для назначенцев становится резкая критика деятельности своих предшественников, если те ушли по отставку не по собственной воле, а в результате «утраты доверия» или уголовного дела. Врио губернатора, в таком случае, обязательно перетасовывает региональное правительство с обязательными отставками. В случае с Пензенской областью, несчастливую карту для себя вытянул Александр Москвин, министр лесного и охотничьего хозяйства и природопользования.
Во-вторых, врио губернатора считает нужным «навести порядок» в глазах будущих избирателей через конкретные претензии мэру региональной столицы.
В-третьих, как это было раньше, Москва активно вливает миллиарды бюджетных денег в регион для успешной реализации национальных проектов. При этом каждый губернатор говорит о собственном акценте при использовании бюджетных средств, для Мельниченко приоритет в нацпроектах «Демография», «Здравоохранение» и «Образование».
«Путин меня оценил»
Бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, ныне находящийся под следствием в СИЗО «Лефортово», неожиданно дал интервью газете «Коммерсант». Из непрямого диалога (вопросы были составлены заранее, ответы редакция получила через адвоката Сергея Грозу) интересны два момента.
Во-первых, Фургал называет свое дело сфабрикованным и прямо указывает возможного бенефициара – Павла Бальского, нынешнего владельца почти 100-процентного пакета акций завода «Амурсталь».
Во-вторых, Фургал не имеет претензий ни к Кремлю, ни к президенту РФ Владимиру Путину. Глава государства в интервью упоминается один раз и в контексте того, что у Путина была публичная оценка действиям Фургала на посту губернатора.