✅ Пленум Верховного Суда РФ обновил для судов разъяснения антимонопольного законодательства (Законы №№ 44-ФЗ И 223-ФЗ)
В
Постановлении № 2 от 04.03.2021 Пленум #ВС РФ ответил на многочисленные вопросы, возникающие в связи с применением судами антимонопольного законодательства.
📝 Отметим следующие важные вопросы, применимые к законодательству о закупках, рассмотренные в Постановлении № 2:
✦ если действия заказчика привели или могли привести к ограничению возможности снижения цены (например, НМЦ установлена в размере, не предполагающем ее значительного снижения в ходе торгов), данное обстоятельство учитывается судом при оценке того, имелось ли в действиях участников нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции;
✦ пассивное поведение одного из участников либо отказ от участия после подачи заявки сами по себе не являются следствием участия в ограничивающем конкуренцию соглашении. В частности, не образует запрещенного п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции соглашения участие в торгах нескольких субъектов, не связанное с повышением, снижением или поддержанием цен на торгах, но направленное на то, чтобы торги были признаны состоявшимися и к ним не применялись правила заключения договора с единственным участником (например, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Но если в реализации указанных целей участвовал заказчик, то его действия могут быть квалифицированы в качестве нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции;
✦ изменение сторонами договора, заключенного по результатам закупок, допускается в пределах, установленных законом, и само по себе не может являться нарушением чч. 1 и 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Например, о создании для победителя преимущественных условий не может свидетельствовать сама по себе вероятность привлечения большего количества участников в случае изначального составления договора на измененных условиях. Вместе с тем, если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований ст. 17 Закона о защите конкуренции, а соглашение, которым внесены такие изменения, считается ничтожным;
✦ рассматривая иски о признании закупок и договоров, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий их недействительности, суду требуется проверить:
1) наличие нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции, в т.ч. что совершенное действие (бездействие) привело или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
2) наличие ущемления прав заявителя как участника рынка/охраняемого законом интереса заинтересованного лица в таком признании и применении последствий (в частности, имеется ли фактическая возможность для восстановления прав истца, например, могло ли данное лицо стать победителем при отсутствии нарушений проведения закупки исходя из всей совокупности условий торгов;
✦ если иск предъявлен антимонопольным органом, в дополнение к вышеназванным обстоятельствам антимонопольный орган обязан доказать, что признание закупки и договора, заключенного по ее результатам, недействительными и применение последствий недействительности приведут к восстановлению конкуренции на рынке и (или) позволят исключить продолжающееся нарушение конкуренции, а также то, что применение последствий недействительности учитывает социально-экономические интересы государства (муниципального образования) и не нарушает их;
✦ иск о признании недействительным договора, заключенного по результатам торгов, может быть удовлетворен также в случае, когда такой договор уже исполнен;
✦ лицо, которое должно было стать победителем, вправе требовать возмещения убытков вне зависимости от предъявления самостоятельного иска о признании закупки недействительной и о применении последствий ее недействительности.
Источник:
roszakupki.ru