Как работает нормальное обсуждение принимаемых законов (за телеком в данном случае, но никто не помешает делать аналогично и для любых других):
https://internetua.com/zakonoproekt-ob-elektronnyh-kommunikaciyah-otzovut-dlya-dorabotkiВ проекте обнаружили пару спорных вопросов: про регистрацию IMEI и "сим-карта по паспорту". Общественность забурлила -> депутаты отозвали проект на доработку. И только так это и должно работать.
Личное мое отношение:
а) Регистрация IMEI аппаратов — бесполезная и бессмысленная хрень, которую почему-то считают панацеей от кражи телефонов и "борьбой с серым импортом". Это наивное представление о том, как функционирует рынок. База данных с IMEI поможет борьбе с этими явлениями чуть менее, чем никак.
б) Рассказы про "террор кредиторами" и требования регистрации паспортных данных — просто смешон. Стабильный, давно существующий у абонента номер — это один из сотен пунктов работы банковского скоринга. И когда кредиторы дают деньги под вчера зарегистрированный номер — они сами себе злобные буратины. Причем тут вообще телекоммуникационный кодекс? Но никто не запрещает "действовать пряником" — если номер привязан к данным, можно давать дополнительные ништяки, как от оператора, так и от госуслуг.
в) А вот про "хранение трафика" — я не разобрался пока. Вообще, я б посоветовал таки изучить опыт европейских и американских служб. И, например, хранение метаданных о фактах коммуникаций считаю вполне оправданной мерой для целей оперативно-розыскных мероприятий. Но тогда нужно еще включать в документ условия доступа к этим метаданным — судебные решения, требования раскрытия статистики по обращениям, варианты, когда оператор может обратиться за собственной защитой в другой суд и вот это всё.