
Чтобы закрыть тему готовящихся ко второму чтению в Госдуме законопроектов, призванных урегулировать рынок криптовалют в России, сделаю обзор на последний законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Этот проект нормативно-правового акта входит в один "пакет" с законопроектами «О цифровых финансовых активах» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».
Исходя из текста законопроекта и пояснительной записки к нему, можно выделить следующие ключевые черты законопроекта:
1. Законопроект имеет целью закрепление в гражданском законодательстве нескольких основополагающих положений, позволяющих осуществлять дальнейшее регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде;
2. Законопроект содержит только нормы гражданского права, задачей законопроекта не является описание тех условий, при которых оборот так называемых цифровых объектов в принципе возможен (например, требований к субъектам, создающим такие объекты или организующим такой оборот), а также закрепление иных публично-правовых установлений, в том числе требований к обеспечению безопасности соответствующего оборота;
3. Без принятия этого законопроекта невозможно даже ограниченное регулирование рынка «цифровых объектов». Отсутствует возможность ограничить оборот соответствующего «объекта» указанием на круг лиц, которые вправе его иметь, если такой «объект» не определен в Гражданском кодексе РФ, если не определено его место в ряду объектов гражданских прав, если нет возможности понять, включается ли такой «объект» в конкурсную массу при банкротстве или в наследственную массу;
4. Проект вводит понятие «цифровые деньги» (в обиходе – «криптовалюта») и закрепляет главное правило – законным средством платежа они не являются. Но в случаях и на условиях, установленных законом (то есть в перспективе), цифровые деньги смогут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства (п.2 новой статьи 1412 ГК) в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном порядке. Правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам;
5. Для целей облегчения совершения сделок с цифровыми правами совершенствуются правила ГК о форме сделок, в том числе договоров, выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (например, путем передачи сигнала, в том числе при заполнении формы в сети «Интернет») будет приравнено к простой письменной форме сделки. Это закладывает основу для заключения того, что в обиходе называют «смарт-контракт», но также позволяет и упростить совершение целого ряда односторонних сделок;
6. Для целей исполнения сделок с цифровыми правами («смарт-контракты», «самоисполняемые» сделки) в статью 309 ГК вводится единственное требующее закрепления в законе правило – факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается (кроме случаев вмешательства в действие программы). После идентификации пользователей в системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть, а лицо, «покупающее» тот или иной виртуальный объект (цифровое право), получит этот объект автоматически, при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств.
src://https://t.me/cryptopraktika/93