Основными потребителями займов являются малообеспеченные семьи с доходом в 14 тыс рублей на человека. Они и создают рост рынка потребкредитования. Причем, чем беднее семья, тем чаще она использует финансовый рычаг в виде займа. Мы, конечно, не узнали ничего нового, всего лишь взглянули на проблему с дополнительного ракурса. В самом деле, какой доход может быть у семьи, где кредитка нужна, чтобы купить еду и одежду?
В конце прошлого года семьи с доходами 14 тыс. рублей в месяц использовали на 24% больше кредитов; семьи с ежемесячной прибылью в размере 16 тыс. рублей — на 40% больше. В новом году произошел резкий скачок в категории домохозяйств с поступлениями в 14 тыс. рублей: они нарастили финансовый рычаг сразу на 70%.
Пишут, что средний класс при этом сокращает объемы кредитования четыре года подряд. На всякий случай, напомним, что такое в России средний класс: это семьи, которые могут позволить себе покупку автомобиля и квартиры, соответствующей размеру семьи, при этом после ежемесячных выплат по кредитам на автомобиль и жилье для повседневных расходов у них должно оставаться не менее двух региональных прожиточным минимумов на человека. Так что немудрено, что они по тем или иным причинам перестали кредитоваться. Им пока есть чем питаться и что надеть.
Тем временем, рост потребкредитования в августе ускорился до 1,8%. Общий объем розничных кредитов в январе–августе увеличился на 13%, или на 1,9 трлн рублей. Очевидно, что кредитная нагрузка распределяется неравномерно, но интересно, какие такие регуляторные меры планируется предпринять, чтобы устранить дисбаланс? Установка показателя долговой нагрузки (ПДН) для отсева слабых клиентов — очень неизящное решение, устроит оно только сам ЦБ и черных кредторов, к которым ломанется отшитый в банке народ.