Как же я не люблю пропаганду темы четырехдневной рабочей недели. И нелюбовь моя обоснована. Около года назад я игрался с данными ФРС и наглядно
показал, что между трудовыми часами и ВВП есть прямая зависимость. На минуточку, цена наших новогодних и майских праздников — десятки миллиардов долларов ВВП. В США, Великобритании, Японии, Корее и
большинстве других развитых стран таких «расходов» нет, как и 28 непраздничных дней оплачиваемого отпуска.
Однако каноническому Шарикову ещё навязывают идею о трёх выходных на неделе. Про эксперимент в Японском офисе Microsoft
написали все, бездумно цитируя заявленное компанией увеличение производительности сотрудников на 40% при четырёхдневной рабочей неделе. Хоть это и важно, но я не буду сейчас рассказывать о том, как пашут японцы и затрагивать тему их менталитета. Предлагаю сфокусироваться на цифрах.
Майкрософт под производительностью считает отношение продаж (sic!) к количеству сотрудников. Что конкретно подразумевается под продажами — неизвестно, хотя я читал первоисточник на японском. Но это отношение между августами 2018 и 2019 увеличилось на 39.9%. Всех переменных мы не знаем. Почему они не показали данные за предыдущий месяц и не дали информацию об изначальном количестве сотрудников, дабы обосновать результаты эксперимента?
Между фискальными четвёртыми кварталами всего Майкрософта за год разница в выручке составляет 14%, прибыли — 21%. Сейчас в японском офисе 2300 человек. Но если их было на несколько сотен больше, то уже и получается нехилый плюс к «производительности». А Майкрософт действительно
сообщал о планах увольнения около 3000 сотрудников за пределами штатов, причём сокращать он хотел именно продажников. Дальше интереснее.
Office 365 уже давно выкатился на весь мир, однако в Японии он появился лишь
недавно. Я не знаток тамошнего рынка, но видимо были экономические причины для
сдерживания релиза. И если вы загляните в последний
Income Statement, то увидите следующую строчку: «Office Consumer revenue increased $286 million or 7%, driven by Office 365 Consumer, due to recurring subscription revenue and transactional strength in Japan». То есть под повышением производительности может скрываться ничто иное, как аномальный рост выручки в Японии и сокращение штата.
И ещё кое-что. Уменьшение расходов бумаги на 58% из-за дополнительного выходного? Там что, по пятницам вечера оригами были? Причём тут четырёхдневная неделя? Как вообще всякие Блумберги поверили в экономический эффект экспериментального месяца по результатам за этот конкретный месяц? Ну это же не конторка с двумя верстальщиками на аутсорсе, а Майкрософт со $125 ярдами выручки и почти 150 тысячами сотрудников! Итоги определённого месяца могут быть результатом работы годовой давности. Они про планирование что-нибудь слышали?
При всём при этом я ни разу не утверждал, что в Microsoft сидят простофили, которые не умеют считать свои деньги. Я как раз таки убеждён в обратном. Переработки — одна из главных проблем рабочей культуры Японии. По данным властей, в 2016 году почти четверть компаний требовали от сотрудников работать сверхурочно свыше 80 часов в месяц. И мне вот интересно, а какой бюджет на маркетинг и HR эквивалентен эффекту от мировой огласки эксперимента с трехдневными выходными? #мысливслух